02.02.2016 08:01
    Поделиться

    В республиках СКФО опровергли массовое закрытие автошкол

    Корреспонденты "РГ" выяснили, действительно ли в четырех республиках СКФО закрылись все автошколы

    Жители Дагестана, Ингушетии, Карачаево-Черкесии и Северной Осетии остались без автошкол. Эта информация на минувшей неделе взорвала общественность. В СМИ сообщалось, что в республиках автошколы не прошли проверку на соответствие учебно-материальной базы всем требованиям и не получили соответствующего заключения от ГИБДД. Корреспонденты "РГ" выяснили, откуда возникли эти слухи и что здесь является правдой, а что - вымыслом.

    Началось все с того, что в августе 2014 года требования к программам обучения и техническому оснащению автошкол ужесточились. Так, теперь у них должны быть автодромы площадью не менее 0,24 гектара, оборудованные светофором, дорожным знаком, "зеброй" и перекрестком. В классах обязаны поставить интерактивные доски, а для учеников ввести новую дисциплину - "Психология вождения".

    - Ситуация приведет к тому, что люди будут искать обходные пути для получения водительских удостоверений. По данным Общественной палаты РФ, на черном рынке водительские права можно купить за 40-45 тысяч рублей. Примерно столько же сейчас стоит обучение в автошколе, а год назад такие услуги стоили около 12 тысяч. У многих возникнет соблазн не тратить время на сдачу экзаменов, - сообщил корреспонденту "РГ" председатель правления некоммерческого партнерства "Гильдия автошкол" Сергей Лобарев. - Нас беспокоит и то, что ГИБДД не успевает выдавать удостоверения, процесс столь жестко формализован, что даже у тех автошкол, которые прошли проверку, взяли ссуду и попытались войти в рынок, возникают проблемы. На бюрократические проволочки уходят долгие месяцы.

    Предложенные государством реформы, по его словам, не изменили ситуацию в лучшую сторону и не повысили качество подготовки водителей. Под новые требования, считает эксперт, успели подстроиться в основном директора автошкол со связями.

    Массового закрытия автошкол в России после ужесточения требований к ним нет, опроверг появившуюся информацию представитель главного управления ГИБДД МВД России Сергей Фомочкин:

    - Ни один регион без автошкол не остался. Никаких массовых закрытий не произошло, и, более того, нормативная база с первого января никак не изменилась.

    Он сообщил, что Госавтоинспекция уполномочена оценивать учебно-материальную базу автошкол и выдавать заключения. Срок действия документа ограничивается сроком договора на аренду автошколой земли, оборудования и помещений. Тем, кому все это принадлежит на правах собственности, заключения оформляются бессрочно. Автошколы, у которых истек договор аренды, действительно, не могут работать. Но все, что им нужно, - это продлить договор и обратиться с ним в Госавтоинспекцию, заверил представитель ГИБДД.

    Фомочкин добавил, что в Ингушетии сейчас работают 11 автошкол, в Дагестане - 13, в Северной Осетии - 24, в Карачаево-Черкесии - 26. Информация об этом есть в онлайн-справочнике на сайте ГИБДД. Те же учреждения, которые перестали функционировать, просто несвоевременно оформили документы.

    В ГИБДД утверждают, что во всех регионах России можно обучиться вождению: массового закрытия автошкол не произошло.

    В Карачаево-Черкесии корреспонденту "РГ" подтвердили, что все 26 автошкол открыты. Корреспондент обзвонила несколько организаций и убедилась в том, что это действительно так.

    - Какие проверки? Мы ничего об этом не слышали. Как работали, так и работаем, - удивилась секретарь старейшей автошколы в Черкесске. - Платите 15 тысяч, вносите деньги на бензин и учитесь на здоровье.

    Руководитель автошколы, расположенной в селе Учкекен, о проверке учебно-материальной базы не только слышал, но и успешно ее прошел:

    - Если автошколы закрываются, то, скорее, по экономическим причинам. Не каждый может выдержать конкуренцию. Но, насколько я знаю, у нас все работают.

    Информацию о том, что автошколы республики закрыты, опроверг и начальник Управления ГИБДД МВД по Карачаево-Черкесской Республике Евгений Трофименко:

    - Это недоразумение возникло из-за сбоя в компьютерной сети. Когда у автошкол заканчивается срок лицензии, мы заново проверяем состояние автодромов, учебных классов и в целом материально-техническое состояние. Если все требования выполнены, учреждение получает лицензию, а мы обновляем базу данных и передаем ее на федеральный уровень. На этот раз из-за технической неполадки наша информация не прошла. Мы устранили сбой буквально в течение трех-четырех часов. Все 26 организаций прошли проверку и получили лицензии. В настоящее время еще три автошколы подтверждают свое соответствие существующим предписаниям.

    В УГИБДД по Северной Осетии также опровергли информацию о закрытии автошкол в республике. Руководитель регионального отделения ДОСААФ России Борис Кантемиров заверил, что никаких предписаний его организация не получала.

    И в Дагестане предприятия работают в обычном режиме. Как рассказал руководитель группы пропаганды управления ГИБДД МВД РФ по Республике Дагестан Иса Султанов, в республике зарегистрировано 13 автошкол:

    - Приостановлена, но не прекращена деятельность нескольких учреждений, это связано с ужесточением требований, которые были введены еще в конце 2014 года. Нарушения, которые необходимо устранить, связаны с установкой аппаратуры для онлайн-контроля, оборудованием полигонов по новым правилам. Как только это будет сделано, деятельность автошкол возобновится.

    Руководитель дагестанского отделения Всероссийского общества автомобилистов, по совместительству директор одной из старейших махачкалинских автошкол Магомед Мутаев отметил, что никаких проблем ни у его учреждения, ни у других нет.

    По его словам, в прошлом году, после ужесточения требований к оформлению документации и из-за новых правил, пришлось столкнуться с некоторыми трудностями.

    - Не работали несколько месяцев, пока не поменяли программы и не привели все в соответствие с новыми техническими требованиями. После этого нам разрешили работать, и с тех пор никаких проблем нет, - говорит директор автошколы.

    Мутаев считает, что строгие требования, выдвигаемые к качеству обучения автолюбителей, на руку добросовестно работающим организациям:

    - В нашей школе исполняется все до последнего пункта, в том числе у преподавателей и мастеров есть необходимый стаж. Пострадают в первую очередь те, кто любил находить лазейки, чтобы выдавать права.

    В Ингушетии также назвали уткой появившуюся в СМИ информацию о том, что в республике закрылись все автошколы. В регионе их восемь.

    - Все они, как и раньше, продолжают готовить водителей, ни одна не закрылась, - заверил корреспондента "РГ" председатель ассоциации автошкол Ингушетии Мустафа Цуров.

    По его словам, действительно, коллег сейчас проверяют:

    - Сотрудники ГИБДД и лицензионной палаты обследуют материально-техническую базу автошкол на соответствие законодательным нормам, также проверяется квалификация инструкторов - прошли ли они, как положено, переобучение. Нарушения выявлены всего в двух организациях, они устраняются, никто не собирался закрывать предприятия, потому что обнаруженные недостатки - не критические.

    К будущим изменениям регламента в деятельности автошкол в Ингушетии относятся спокойно.

    - Ничего страшного для нас в этом документе нет, просто будет более квалифицированный подход к подготовке водителей, - сказали в одной из автошкол республики.

    Тем временем

    По мнению президента Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктора Травина, новые требования позволяют убрать с рынка недобросовестные автошколы, которые располагались на базе абсолютно неприспособленных помещений.

    Председатель правления некоммерческого партнерства "Гильдия автошкол" Сергей Лобарев не согласен с такими доводами:

    - Уже полтора года, как действуют новые правила, но до сих пор нет административного регламента. Никто не спорит - нужно убирать плохие автошколы с рынка. Но какими критериями руководствоваться? Такое впечатление, что реформа проводится без учета передового опыта зарубежных стран, где ситуация на дорогах лучше, чем у нас. В европейских странах в автошколах не принимают экзамены на площадке, а теория занимает 20-30 часов, у нас - 130. Перспективы не будет до тех пор, пока новые программы не приведут в соответствие с реалиями сегодняшнего дня. Автодромов таких размеров, мы считаем, не нужно. Не надо таких избыточных требований, когда контроль преобладает над развитием. Мы намерены в самое ближайшее время обратиться в Общественную палату и к руководству ГИБДД с официальным письмом, чтобы нам помогли выйти из этой тупиковой ситуации.

    Первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков считает, что новые правила допуска автошкол к образовательному процессу содержат серьезные просчеты:

    - Новые требования крайне сложно выполнить, особенно в крупных городах, где земля очень дорогая. И такое поспешное принятие этого документа без консультации с профессиональным сообществом привело к значительному уменьшению количества школ.

    Глава движения автомобилистов России Виктор Похмелкин в свою очередь отметил, что данное решение в свое время носило чисто бюрократический характер и к безопасности дорожного движения это никакого отношения не имело. Он считает, что надо ужесточать требования не к автошколам, а к качеству приема экзаменов.

    Поделиться