Новости

01.02.2016 19:00
Рубрика: Общество

Планшет запрещается?

Странички в соцсетях есть даже у третьеклассников
Шестиклассник после переписки в соцсетях свел счеты с жизнью. Восьмиклассник покончил с собой из-за того, что родители не разрешали ему играть в компьютерные игры. Студентки техникума ради эффектного видео в Интернете чуть не убили сокурсницу...

Это сводка "виртуальной трясины" двух последних месяцев. Как обезопасить детей от пагубного влияния Сети? Отключить в школах Интернет? Запретить планшеты? На вопросы "РГ" отвечает сотрудник городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы, автор методического пособия по интернет-зависимости Татьяна Коваль.

Опрос "РГ" показал: почти 13 процентов родителей знают, что их дети сутками сидят в Интернете. Что делать? Отбирать гаджеты?

Татьяна Коваль: Это неэффективная мера. Родители должны четко понимать, для чего они покупают ребенку гаджет. Если он пользуется им один час после всех домашних заданий, то это развлечение. И, скорее всего, ничего опасного тут нет. Но если компьютер или планшет приобретается как замена всему свободному времени, то не стоит удивляться, что у ребенка за несколько месяцев может появиться компьютерная зависимость. Причем, по данным российских психологов, от 10 до 14 процентов просиживающих за компьютерными играми обретают патологическую зависимость от них. Особенно подвержены этому подростки. Почему игры так популярны? В них изначально заложен механизм похвалы: "Ты - молодец, ты прошел еще один уровень!", "У тебя все получится, попробуй еще раз!" Именно это ценят дети. Это поднимает их уверенность в себе. Родителям очень часто не хватает времени, чтобы в реальной жизни поддержать и похвалить ребенка. В таком случае у ребенка могут быть проблемы.

Как себя вести, если видишь, что ребенок уходит в виртуальный мир?

Татьяна Коваль: Побольше разговаривайте с ребенком. Меньше давайте указаний. Чаще вовлекайте ребенка в реальную жизнь (советуйтесь, просите о помощи, предлагайте варианты времяпрепровождения). И не забывайте отмечать успехи. Подарил цветы девочке, а она их приняла? Умеешь быть обаятельным. Поговорила с учительницей и сама исправила оценку - взрослеешь, взяла ситуацию под контроль. Смог организовать турнир в школе и получил благодарность - можешь быть лидером.

Как вам идея запретить в школах гаджеты с выходом в Интернет?

Татьяна Коваль: В современных городских школах это невозможно. Там есть электронные учебники, планшеты, интерактивные доски, по которым занимаются ученики. Интернет стал частью школьной жизни. Даже если предположить, что в школе будет отключен вай-фай, то вы увидите, что достаточно много подростков будет сидеть на переменке, используя мобильник с отдельным выходом в Интернет. Сотрудники МГУ провели исследования самооценки младших школьников. Выяснилось, что умение владеть компьютером у них уже входит в понятие самооценки, наряду с такими качествами как успешность в школе, хорошие друзья, семья.

Инфографика РГ/Михаил Шипов/Мария Пахмутова/Ирина Ивойлова

В школе, где учатся мои дети, странички в соцсетях есть у некоторых учеников уже с третьего класса. Это современная норма?

Татьяна Коваль: К сожалению, это современная реальность.Сеть для ребенка - опасная ролевая игра, когда "играющий", не ограниченный никакими рамками, придумывает своего персонажа, иными словами, самого себя и действует по правилам, придуманным им самим. Осознание бесконечности сетевого пространства, безнаказанности и огромного количества "игроков" постоянно подталкивает ребенка создавать собственные правила поведения, принимать решения, которые не имеют отношения к реальной жизни и иногда толкают на страшные шаги. Группа риска - подростки от 13 до 18 лет.

Сколько времени допустимо проводить в Интернете детям?

Татьяна Коваль: Ребенку до 5 лет с точки зрения физиологии вообще нельзя давать никаких гаджетов. Для дошкольника - 20-30 минут в день, и точно в одно и то же время. А лучше - через день или по выходным. Дети постарше могут сидеть за компьютером до 40 минут в день.

Признаки компьютерной зависимости:
  • - сильное пристрастие к программированию, хакерству, играм;
  • - навязчивый веб-серфинг (информационный поиск в удаленных базах данных);
  • - гиперувлеченность сетевыми азартными играми;
  • - стремление совершать все новые покупки в интернет-магазинах, навязчивое участие в интернет-аукционах;
  • - зависимость от общения в чатах, постоянное участие в телеконференциях и групповых играх.

Последние новости