- Это не грубая массовая пропаганда и не материалы, изготовленные впопыхах, наоборот, адресная, на русском языке ведущаяся пропаганда самого высокого технического качества, - объяснил корреспонденту "РГ" глава Фонда исследования проблем демократии, член Общественной палаты Максим Григорьев. - Десятки видеофильмов с компьютерной графикой, сотни видеороликов, тысячи фотографий. Вышло несколько информационно-аналитических электронных журналов, сверстанных современным способом. У одного было четыре выпуска, и последний насчитывал 70 страниц.
Мониторинг выявил, что вся эта продукция изготавливается рядом медиацентров, аффилированных с ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки ИГИЛ). Особой экспертизы содержания даже не потребовалось, сцены жестоких убийств, призывы к совершению терактов делали все очевидным.
- Наши правоохранительные органы работают, и печатная продукция с таким содержанием изымается, - рассказывает Максим Григорьев, - поэтому пропаганда переместилась в Интернет, в соцсети. Она распространяется через программу Telegram и через специальные программы, сделанные для смартфонов.
Сколько людей в России становятся "потребителями" пропаганды ненависти. Десятки тысяч, считает Максим Григорьев. Видеосцены жестоких казней нормальных людей только отталкивают. Но пропагандисты ДАИШ настроены на серьезную работу и "сдабривают" ужасные картинки цитатами из Корана.
- Наши эксперты проанализировали видеоматериалы, где после цитаты из Корана "Рубите головы!" последовали объявление человеческого жертвоприношения Аллаху и казнь пленных, - рассказывает Максим Григорьев. - Всякий принимающий ислам человек знает, что никаких человеческих жертвоприношений в нем не было и они никогда не поощрялись, а вырванные из контекста слова пророка имели противоположный смысл. Пророк говорил: рубите головы во время боя, а после либо освобождайте пленных без всякого выкупа, либо отдавайте за выкуп.
Максим Григорьев назвал четыре типа уязвимых для такого воздействия людей. Первый - неофиты. Это недавно обратившиеся в ислам мусульмане, которые мало читали Коран и легко попадают под воздействие пропаганды террористов. Второй тип - обиженные. Это люди, пострадавшие и обычно неуспешные в своих регионах, им хочется добиться сатисфакции. Третий тип - авантюристы. Эти люди готовы поехать на любую войну. И, наконец, четвертый тип. Это молодые женщины, все тот же случай с Варварой Карауловой. Вербовщики ИГИЛ весьма серьезно работают с ними и убеждают их, что среди террористов они могут найти себе мужа и семью.
Собранные в Общественной палате материалы о пропаганде террора постоянно передаются в Генеральную прокуратуру, Роскомнадзор, Федеральное агентство по делам национальностей. Кроме того, сегодня Общественная палата вместе с духовным управлением мусульман и Московским муфтиятом готовит целую серию материалов "ДАИШ - враг ислама".