В Москве снег убирают лучше, чем в европейских столицах

Столичные метеорологи на совместном заседании трех комиссий Мосгордумы - по городскому хозяйству и жилищной политике, по экологической политике, по здравоохранению и охране общественного здоровья,  еще раз предупредили: в ближайшие две недели в мегаполисе сохранится аномальная погода.

Все так же оттепель будет сменяться похолоданием, а снег - дождем, причем ледяным. Гидрометцентр объявил "оранжевый", предпоследний уровень опасности. А городские службы подготовились к очередному этапу работы в усиленном режиме.

По оценке ученых, принимавших участие в заседании комиссий, правительство Москвы подошло к проблеме очистке улиц от снега и льда очень  современно. Научное сообщество изучило, как организованы "снежные" работы коммунальщиков во всем мире, и пришло к выводу: российская столица - действительно впереди планеты всей. Даже несмотря на аномальную зиму, московские службы ЖКХ соблюдают жесткие нормативы: за 2-4 часа очищают дороги после обильного снегопада. В Нью-Йорке, например, на это уходит 14 часов, а в Оттаве столичные хозяйственники отводят себе на то же задание 16 часов. При этом за границей сначала чистят автомагистрали, и только потом - тротуары. И попробуй припаркуй машину во время уборки - тут же эвакуируют и выставят счет. В Москве работы на автострадах и пешеходных дорожках ведутся одновременно. 

Уже в ближайшие дни в Москву поступит новая партия антигололедных средств, которые город закупил в связи с неблагоприятными погодными условиями. Как сообщил руководитель ГБУ "Автомобильные дороги"Александр Орешкин, речь идет о поставках гранитной крошки и песка, которые прекрасно зарекомендовали себя в последние дни. Это позволило свести к минимуму травматизм на улицах. Стратегический запас этих средств создан возле большинства остановок общественного транспорта и станций метро - его всегда могут использовать аварийные бригады коммунальщиков. В общей сложности в наиболее опасных местах выставлено более 3 тысяч бочек с песком и гранитной крошкой. В очистке улиц важна и помощь машин. За последние годы, рассказал Орешкин, парк спецтехники увеличился в 9 раз. Закуплено дополнительно 13,5 тыс. спецмашин. В итоге если раньше после среднестатистического снегопада город полностью вычищали за 10 дней, то теперь - за 3 суток.

- В пиковые нагрузки, когда идет сильный снег, на улицы города выходят 90 тысяч дворников, 18 тысяч спецтехники, - отметил Орешкин. - Применяются не только песок и гранит, но и реагенты. Многие говорят, что не используют нигде в мире. Это миф: такие вещества активно применяются в Европе, США, Канаде.

Все реагенты полностью осмотрены специалистами Роспотребнадзора. Как рассказала глава столичного управления федеральной службы Елена Андреева, химикаты  проверены на соли тяжелых металлов и радионуклиды - ничего опасного не выявлено. Реагенты тестируют даже на лабораторных животных: ведь вполне возможно, что "шарики" могут проглотить домашние питомцы. Испытания продолжаются, но пока никакой тревоги состояние подопытных животных не вызывает.

Депутат Людмила Стебенкова озвучила один из самых волнующих в эти дни вопросов горожан в последние дни. Почему на тротуары кладут плитку? Асфальт ведь не такой скользкий? "Лед на любых поверхностях образуется в соответствии с основными законами термодинамики, - объяснил профессор МАДИ Васильев. - Никаких принципиальных отличий между ледообразованием на плитке и асфальте не выявлено. Более того - плитка как тротуарное покрытие в ряде мест гораздо даже выгоднее, так как на ней практически не скапливается вода.

В поддержку плитки выступают и ведущие европейские эксперты в области градостроительной деятельности. Например, в Гамбурге большинство дорог замощено именно плиткой. Статистика по травматизму показывает: чаще всего горожане падают не на тротуарах, не на подходах к метро и остановкам общественного транспорта, а во дворах - их очистить сложнее всего. 84 процента случаев травматизма зарегистрированы именно на скользком асфальте. Кстати, подобных несчастных случаев с каждым годом становится все меньше: об этом сообщил главный травматолог Москвы Вадим Дубров. По его словам, уличный травматизм за последнее время снизился на четверть. Скорее всего, это следствие организованной работы коммунального комплекса столицы.

Кстати

Провалы грунта на дорогах и во дворах Москвы связаны с природными аномалиями. Такое заявление вчера сделал пресс-секретарь заммэра по вопросам ЖКХ и благоустройства Петра Бирюкова Игорь Пергаменщик.

Главная причина проседания грунта - скопление влаги. Количество осадков в Москве за зиму превысило норму втрое, подчеркнул Игорь Пергаменщик. Отметился январь и  аномальными морозами. В итоге почва промерзла на 50-70 см. А начало февраля неожиданно принесло резкое потепление. Все это способствовало повреждению асфальта.

"В обычной ситуации, - объяснил Пергаменщик, - талая вода естественным образом с дорожного полотна уходит к бордюрам, а затем в ливневую канализацию или в грунт. В теплое время года происходит естественное впитывание воды в почву. Но в феврале грунт оказался промерзшим, вода начала "искать себе место". И начала локально вымывать слои "дорожной одежды" - пласты песка и щебня, вызывая проседание грунта и провалы".

Особо страдают парковки, где создаются высокие нагрузки на размытый асфальт. Например, на северо-востоке Москвы на этой неделе машина провалилась под землю именно на стоянке. Дорожные службы Москвы принимают все меры, чтобы нормализовать ситуацию. Москвичей, заметивших проседание асфальта, просят оперативно сообщать об этом властям.

 

Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ"