04.02.2016 12:35
    Поделиться

    Гостей Нацмузея Татарстана пустят в запасники

    Корреспондент "РГ" увидел, какие сокровища спрятаны в фондохранилище Национального музея
    В этом году Национальный музей Татарстана планирует приоткрыть для посетителей "святая святых" - фондохранилище. Большинство экспонатов, находящихся здесь, никогда не выставлялось. Корреспонденту "РГ" посчастливилось побывать в этом удивительном месте

    Век тому назад

    Не секрет, что на выставках мы видим лишь малую часть того, что хранится в музеях. Сколь большой ни была бы экспозиционная площадь, ее не хватит, чтобы показать все, что скопилось за века. И Национальный музей РТ (НМ РТ), один из крупнейших и старейших в России, тому яркое подтверждение. В его запасниках более 900 тысяч экспонатов!

    Чтобы попасть в сокровищницу, нужно пройти через главное выставочное здание во внутренний двор музейного комплекса. В одном из его корпусов и располагается фондохранилище. Разумеется, здесь действует строжайшая пропускная система. И далеко не все научные сотрудники Нацмузея РТ могут сюда войти. Теперь руководство учреждения думает, как сделать запасники более открытыми для посетителей. Ну а пока в качестве разведчиков пригласили журналистов, так сказать, протоптать тропинку.

    Главный хранитель НМ РТ музея Фания Степанова перед началом экскурсии дает маленькую справку. Музей открылся 5 апреля 1895 года. В основе собрания 40-тысячная коллекция ученого и мецената Андрея Федоровича Лихачева, а также экспонаты научно-промышленной выставки 1890 года. Собственно, с этого момента в хранилище и стали стекаться предметы.

    - Ежегодно мы получаем 2-3 тысячи экспонатов, - рассказывает главный хранитель, заместитель гендиректора НМ РТ Фания Степанова. - Их сортировка и маркировка требует большого труда. В зависимости от характеристик они распределяются по отделам: документальный, книжный, изобразительный, вещевой и научно-естественный.

    К сожалению, условия хранения оставляют желать лучшего. Запасники нуждаются в современном оборудовании для регулирования температуры и обеспечения необходимого микроклимата. Старинные вещи защищают от пыли, просто прикрывая бумагой. Мебель в помещениях начала XX века и сама уже годится в экспонаты.

    Дедушка самовара

    Если вы думаете, что в запасниках оседают исключительно находки археологов и дары коллекционеров антиквариата, то ошибаетесь. Здесь вполне могут оказаться вещи из ваших чуланов и антресолей. И в первую очередь это относится к вещевому фонду. Уж его-то хранители понимают, что даже самый обыденный предмет со временем превращается в ценный экспонат.

    Мы находимся в небольшой комнате, заставленной по периметру высокими, под самый потолок стеллажами. А на полках плотными рядами стоят самовары, колокольчики, подсвечники, граммофоны. Такой концентрации истории не найдешь ни в одной музейной галерее. Вот уж где она в буквальном смысле расставлена по полочкам!

    А в центре на столе заведующая отделом Елена Адрианова разложила специально к нашему приходу еще пару десятков примечательных экспонатов.

    - Вещи всегда окружают человека. Они настолько быстро видоизменяются и уходят из повседневной жизни, что мы подчас этого даже не замечаем, - говорит она. - Всего здесь около пятнадцати тысяч единиц хранения. Это бытовая утварь, техника, мебель. Есть у нас очень интересная коллекция самоваров. В основном тульских мастеров.

    Первым делом хранитель познакомила нас с дедушкой русских самоваров - сбитенником. В нем, как легко догадаться, варили некогда популярный в Российской империи сбитень - согревающий медовый напиток с травами и пряностями. Здесь же хранится и прабабушка современных мультиварок - самовар-кухня. От обычного такое приспособление отличается тем, что у него нет краника. В нем варили супы и каши. Некоторые были разделены на четыре отсека, что позволяло одновременно готовить разные блюда. Самовары-кухни были незаменимы в дальних поездках.

    Проследить историю технической мысли в вещфонде можно и на примере осветительных приборов. Начиная со старинного деревенского "гаджета" под названием светец. Это металлическая подставка для лучины. А какие подсвечники делали! Например, винтообразные, похожие на большую металлическую стружку. Просто, стильно и функционально. Когда свеча уменьшалась, ее с помощью специального подъемника выкручивали вверх по спирали. А вот более изысканный вариант - бронзовый подсвечник в виде фонарщика, который взбирается по лестнице, чтобы зажечь фонарь.

    На самых нижних полках стеллажа - предметы, которые совсем недавно стали превращаться в антиквариат. Пишущие машинки.

    - Наша коллекция изрядно пополнилась в 1990-2000 годах, - говорит Елена Адрианова. - Когда у людей появились компьютеры, они понесли машинки нам.

    Теперь они, незаменимые еще каких-то тридцать лет назад, вполне органично смотрятся по соседству с патефонами и керосиновыми лампами.

    Секрет свистящих стрел

    Хранитель Ильсур Газизуллин знакомит нас с этнографическим материалом, собранным в запасниках.

    - Перед нами коллекция русских прялок. По ним можно легко определить губернию, - уверяет он. - Вот Северная Двина, вот Ярославская губерния, а вот мореный дуб, значит, Нижний Новгород.

    Через секунду Ильсур Газизуллин уже достает огромный деревянный круг с загадочными отверстиями, которые закручиваются от центра и образуют спираль. Это якутский народный календарь. Каждая дырочка - день недели. А праздничные и воскресные дни отмечены деревянными шариками.

    - Хотелось вам немного и "степь" показать, - переходит хранитель к следующей теме. - Я сам из семьи ногайцев. У нас хорошая коллекция седел и луков. А вот свистящие стрелы (с дырочками в закругленных наконечниках. - Прим. автора) - мои любимые экспонаты. Но я никогда не слышал, какой звук они издают в полете. И у меня есть идея: я буду держать щит, а кто-нибудь в меня выстрелит. И тогда будет ясно, это просто психологическое оружие, которое пугает человека, или трассер, указывающий направление стрельбы.

    Все-таки хранители - это какая-то удивительная порода людей, они не похожи на обычных музейных экскурсоводов.

    Какое же хранилище без древних свитков и манускриптов! В фонде музея более 1600 редких документов. Главный раритет - тарханный ярлык крымского хана Сахиб-гирея, который правил в Казани в 1523 году. Единственный сохранившийся документ эпохи Казанского ханства. Написан он на татарском языке в арабской графике. Подобные ярлыки давали право на налоговые льготы.

    Еще один ценный экспонат - ввозная грамота XVI века, данная казанским воеводой Долгоруковым помещику Змееву. Перед нами разворачивают пятиметровый свиток-столбец во всю его длину. Впечатляет. Чтобы составить такое полотно, понадобилось 14 склеек. Заканчивается документ черной восковой печатью с изображением змея Зиланта и надписью "Царство Казанское".

    От колибри до самолета

    Недолгий переход по узким коридорам со сводчатыми потолками, и мы оказываемся в тропиках. Экзотические птицы и звери смотрят на нас из застекленных шкафов. Зрелище завораживающее и жутковатое. Это отдел естественной истории. По словам хранителя Фарида Казакова, здесь более семи тысяч экспонатов. Это минералы и палеонтологические находки, но самое интересное - зоологическая коллекция: чучела животных. Самое старое из них, чучело волка, было изготовлено в Москве в 1897 году. Многие закупались за границей. Например, коллекция колибри "прилетела" в Казань из Британии. В нее вошли 32 птички удивительной красоты. Самая маленькая, относящаяся к знаменщикам мохноногим, весит всего два грамма

    Есть здесь и коллекция бабочек, многие из которых по размерам превосходят этих птиц. К примеру, размах крыльев совки агриппы достигает 32 сантиметров.

    Казалось бы, чем еще можно было здесь удивить? Но хранителям это удалось. Под конец экскурсии нас провели по лабиринтам запасников в просторное помещение, где мы увидели… самолет. Легендарный деревянный самолет времен Великой Отечественной войны По-2. Когда-то он входил в основную экспозицию музея, и горожане его очень любили. Но после пожара 1987 года самолет перебрался сюда.

    - Он сделан на казанском авиационном заводе в 1945 году. Но в войне не участвовал, - рассказывает Елена Адрианова. - А подобные ему аппараты доставили немало хлопот немцам. Поначалу враги их презрительно называли "Рус фанер". Но позже за сбитый По-2 летчиков стали награждать железным крестом и выдавали по пять тысяч марок.

    По соседству с ним расположился не менее легендарный кабриолет ГАЗ "А". Это первый серийный советский легковой автомобиль. Практически точная лицензионная копия американского Ford-A. Его выпустили в 1935 году. Автомобиль подарил казанцу-строителю за трудовые заслуги сам нарком тяжелой промышленности СССР Серго Орджоникидзе. А уже в 1971 году его передали Нацмузею. Старожилы утверждают, что экспонат подвезли прямо к входу.

    Поделиться