В ЦФО подготовились к отправке туристов на российские курорты

После того как российские туркомпании по рекомендации Ростуризма в целях безопасности отказались от отправки наших соотечественников на многие популярные зарубежные курорты, в регионах стали разрабатывать импортозамещающие варианты организации летнего отдыха. Корреспонденты "РГ" выяснили, как в ЦФО готовятся к грядущему отпускному сезону, который обещает стать жарким.

На "Снегурочке" в Крым

По прогнозам администрации Костромской области, в ближайшие месяцы количество туристов, выезжающих из региона на отдых на южные курорты России, вырастет минимум на пять процентов. Чтобы избежать летнего ажиотажа вокруг билетов на море, региональные власти заранее начали подготовку к туристическому сезону.

Так, костромское авиапредприятие, полностью принадлежащее области, только что приобрело самолет Ан-26-100. Он станет четвертым воздушным судном в региональном авиапарке, осуществляющим пассажирские перевозки. Стоимость покупки составила 10,9 миллиона рублей. Деньги пошли из областного бюджета и собственных средств предприятия.

- Ориентировочно к работе самолет приступит в марте 2016 года. Из-за серебристого цвета авиаторы придумали ему имя - "Костромская Снегурочка". Планируется, что Ан-26 будет перевозить пассажиров в Крым, - сообщили "РГ" в региональном департаменте транспорта.

Полеты в Крым и Анапу костромские авиаторы освоили в 2013 году. Благодаря развитию этих направлений турпоток с 2012 по 2014-й вырос с 4,3 до 9,4 тысячи человек, однако в 2015-м объемы авиаперевозок снизились до 7,9 тысячи.

По данным региональных властей, самыми популярными для путешествий курортами у костромичей в этом сезоне станут Сочи, Анапа, Геленджик и Лазаревское, ожидается спрос и на поездки в Абхазию. Сейчас операторы ведут переговоры по организации пакетных туров в Крым - на курорты Евпатории, Судака и Алушты.

В обладминистрации добавили, что региональный департамент транспорта ищет инвестора для удлинения взлетно-посадочной полосы костромского аэропорта Сокеркино, а также ожидает включения работ по ее реконструкции в федеральную программу "Гражданская авиация", рассчитанную до 2020 года.

Bombardier отлетался

В правительстве Ивановской области прогнозируют еще более серьезное увеличение пассажиропотока на курорты Краснодарского края и Крыма, также связывая это с отменой туров за рубеж.

- Предполагается, что пассажиропоток в южном направлении увеличится на 30-40 процентов. В этой связи регион предпринял шаги по выбору авиакомпании, имеющей воздушные суда большей пассажировместимости, - сообщили "РГ" региональные власти.

По данным облправительства, в последнее время число авиапассажиров заметно возросло. В связи с этим в 2016 году на региональный рынок пришла новая авиакомпания RedWings с воздушными судами Sukhoi Superjet 100, вмещающими 93 кресла. Таким образом отечественные самолеты вытеснили с рынка канадские 50-местные воздушные суда Bombardier CRJ 200 LR авиакомпании "РусЛайн", которые использовались в местном аэропорту Южный с 2013 года.

Благодаря смене компании-партнера Ивановская область в ближайшее время рассчитывает не только удовлетворить растущий спрос на полеты в направлении курортов юга России, но и разгрузить столичные аэропорты в сфере грузовых авиаперевозок. Любопытно, что на старте продаж авиаторы указали весьма привлекательные цены на южные направления: при покупке билетов на стыковочные рейсы из Иванова в Сочи и Симферополь через московский аэропорт Домодедово полная стоимость с учетом всех сборов составит от 4030 рублей, в то время как в соседних регионах предлагают прямые полеты стоимостью от 6-7 тысяч рублей. Региональные власти заявили, что будут субсидировать пассажирские перевозки по внутрироссийским направлениям.

Запрягают с февраля

Ярославские власти в 2016 году рассчитывают на стопроцентную загрузку рейсов на Черное море. Чтобы этого добиться, руководство региона обязало аэропорт Туношна открыть продажу билетов уже в феврале - еще до проведения конкурсов на выполнение авиаперевозок.

- Сформировав пакет по продаже билетов, мы определимся, нужны ли дотации из областного бюджета на южные направления и в каком объеме: если самолеты будут загружены на 80 процентов и более, дотировать их не потребуется. Добиться такого результата реально: в случае начала продаж в феврале туроператоры готовы выкупить сразу половину билетов, - заявил на комитете областной Думы по экономической политике зампредседателя облправительства Михаил Крупин.

А то, что конкурсы еще не прошли и победители не определены, - не беда, считают чиновники: переговоры с авиаперевозчиками проведены, компании, желающие прийти в область, имеются. Так, по словам первого замдиректора департамента транспорта Евгения Ильичева, "Алроса" готова с июня по сентябрь раз в неделю возить пассажиров в Сочи и Симферополь. Кроме того, с компанией "РусЛайн" есть договоренность о выполнении рейсов в Санкт-Петербург - с 15 февраля три раза в неделю. Возможны в этом году и летние полеты из Туношны в Анапу и Архангельск - о них проведены переговоры с авиакомпаниями "Грозный Авиа" и "Псковавиа".

По данным региональных властей, самыми популярными для путешествий курортами станут Сочи, Анапа, Геленджик и Лазаревское

Но все названные перевозчики готовы сотрудничать с регионом лишь при условии субсидирования полетов из бюджета - чтобы цена билетов была приемлемой, а компании не несли убытки. В департаменте транспорта подсчитали, что только один оборотный рейс до Сочи или Симферополя будет обходиться ярославской казне в 400 тысяч рублей, до Петербурга - в 195 тысяч. А на дотирование полетов по всем пяти названным направлениям потребуется ни много ни мало 73,9 миллиона рублей, хотя в областном бюджете на эти цели предусмотрено всего 30 миллионов.

Сколько средств позволит сэкономить февральская продажа билетов и смогут ли ярославцы в этом году летать в Анапу и Архангельск, станет ясно ближе к маю. Пока же персонал аэропорта в тревожном ожидании. На протяжении всей своей гражданской жизни Туношна (это бывший военный аэродром) был убыточным, прошлый год закончил с минусом в 43 миллиона рублей и шестимиллионной "кредиторкой". Тогда же из-за недофинансирования здесь не были выполнены 80 процентов запланированных инфраструктурных работ. А сейчас аэропорт, по словам директора по стратегическому развитию Туношны Виктора Тамарова, и вовсе перешел "на жесткую экономию". В частности, рассматриваются варианты перевода части персонала на четырехдневную рабочую неделю, ужесточена система премирования.

- Кроме того, у нас есть предписание от ФСБ и прокуратуры по повышению уровня безопасности в связи с террористической угрозой, выполнение которого обойдется в 12 миллионов рублей, - сообщил Виктор Тамаров.

Впрочем, в облправительстве оптимизма не теряют. Со слов Михаила Крупина, "при очередной корректировке бюджета правительство планирует внести поправку по аэропорту".

С мечтой о "разморозке"

В отличие от соседей владимирские власти серьезного увеличения потока туристов на пляжи российского Черноморского побережья и не планируют.

- В настоящее время увеличения спроса по южным направлениям не отмечается. В обычном объеме, как и в прошлые сезоны, продаются туры на горнолыжные курорты Сочи и Домбая, - сообщили в администрации региона.

При этом чиновники отметили, что основные продажи путевок на юг начинаются с мая, поэтому некоторый рост спроса все же вероятен. Однако произойдет он, скорее всего, лишь на поезда дальнего следования. Кроме того, из Владимира в Сочи будут отправлять автобусные туры экономического класса, а любителям авиаперелетов предложат воспользоваться ближайшими к региону аэропортами Москвы и Нижнего Новгорода.

- В связи с большим количеством предложений от федеральных и местных туроператоров юга необходимости в разработке новых маршрутов в Краснодарский край и Республику Крым нет, - пояснили в администрации.

Очевидно, такой прогноз связан с тем, что сегодня в области нет пригодного для перевозки пассажиров парка воздушных судов, а приобретение самолетов в текущем году не планируется. К слову, в 2015-м из-за недостатка средств область была вынуждена "заморозить" работы по проектированию масштабной реконструкции местного аэродрома Добрынское. Впрочем, полностью от планов владимирцы не отказываются.

- В случае возобновления финансирования проектных работ по этому объекту администрация готова продолжить разработку госпрограммы по развитию инфраструктуры воздушного транспорта во Владимирской области, - сообщили власти в ответ на запрос "РГ".

В то же время чиновники назвали "прорывом" открытие с апреля 2015 года пассажирского авиасообщения между Владимиром и Санкт-Петербургом. Для этого в развитие аэродрома Семязино было вложено более 32 миллионов рублей. На выделенные средства на аэродроме, возобновившем пассажирские авиаперевозки после более чем 20-летнего перерыва, был сделан ремонт, а здание аэропорта оснастили необходимым досмотровым оборудованием и спецтехникой. До конца 2015-го компания "Псковавиа" успела перевезти в Северную столицу и обратно 4250 человек.