10.02.2016 22:08
    Поделиться

    Знаменитому паруснику "Крузенштерн" исполнилось 90 лет

    Знаменитому паруснику "Крузенштерн" - 90 лет
    Этот парусник с детства сопровождает каждого из нас. Даже тех, кто никогда не видел моря.

    "Он о зайцах думает! А о нас кто подумает? Адмирал Иван Федорович Крузенштерн?!"

    Эта фраза мультяшного Кота Матроскина голосом Олега Табакова знакома каждому. Матроскин утверждал, что на пароходе "Крузенштерн" плавала его бабушка.

    Барк спустили на воду в 1926 году - 90 лет назад. По случаю именин путешественник и журналист Михаил Кожухов организовал для журналистов встречу с моряками "Крузенштерна".

    "Барк построили на верфи в Германии, дав имя "Падуя", - рассказывает Михаил Новиков, капитан "Крузенштерна" в 2007-2015 годах. - Имя "Крузенштерн" судно получило 70 лет назад, в феврале 1946 года, после того, как по репарации его передали СССР".

    Относится к классу windjammer, от английского "to jam the wind", что можно перевести как "выжиматель" или "пожиратель ветра".

    Во время германской молодости, даже будучи гражданским судном, работал на войну: из Европы возил стройматериалы в Южную Америку, а обратно - селитру, из которой делали взрывчатку.

    Судя по мемуарам немецких моряков, после начала Второй мировой судно вооружили: установили две зенитных пушки. Но в боях барк не участвовал.

    После передачи СССР у барка началась новая жизнь. Установили двигатели и дизель-генераторы, удлинили среднюю часть судна. Если при немцах его каюты вмещали 75 человек, то сегодня 225, включая 120 курсантов.

    Моряков на нем готовят настоящих. Самое жесткое испытание - мачтами. Автор этих строк в порту Севастополя нацепил ремень со страховочным карабином и добрался по вантам до марсовой площадки. Это 15 метров над уровнем палубы. Дальше не рискнул.

    А вот впечатления тех, кто дополз до бом-брамселя, на высоту 40 метров: "Мачта раскачивается, свистит ветер, страшно, но спускаешься другим человеком!".

    На судне выходят в море от 12 до 14 женщин: повара, буфетчицы. Есть даже офицер - третий помощник. И еще до шести курсанток.

    Как рассказывает нынешний капитан судна Михаил Еремченко, все курсанты должны подниматься на мачты. Пока не было девчонок, то парень мог сказать: боюсь, фобия. Сегодня отказников нет. Если девушка это может, то как парню ударить лицом в грязь?

    Случаются и романы.

    "Я пришел на "Крузенштерн" матросом, - рассказывает Еремченко. А когда был старшим штурманом, на судне встретил свою судьбу во время кругосветки. Во Владивостоке сыграли свадьбу".

    Парусник снимался в многочисленных фильмах. Один из последних снял Михаил Кожухов - о первой кругосветке. Утверждает: "Я точно знаю: если бы у меня было несколько жизней, одну из них прожил бы матросом легендарного "Крузенштерна".

    Факты

    По традиции судно называли женщины из семьи судовладельца. В 1926 году выбор пал на Кристину Лайеш (ей тогда было 11 лет). Девочке приглянулось имя "Падуя".

    Барк за 90 лет прошел 1,2 млн миль, совершив две кругосветки.

    Наибольшего успеха в регатах добился в 1992 году: победил в гонке от Бостона до Ливерпуля, развив скорость 17,4 узла (32,4 км в час).

    На "Крузенштерне" вели переговоры Владимир Путин и Уго Чавес.

    Александр Городницкий написал песню "Паруса "Крузенштерна".

    На судне есть православный храм, в котором совершает службу отец Александр из Калининграда. Батюшка выходит только в короткие рейсы - до трех недель.

    27 августа 2015 года на "Крузенштерне" объявили "Пельменный аврал". По команде старпома в 9.00 все незадействованные на постах члены экипажа приступили к лепке пельменей. К 15.00 установлен рекорд - вылепили 12 892 пельменя.

    Фильмография: "Улица Большая свобода, 7" (1935 год), "Мятеж на "Эльсиноре" (1937), "Сердце встает на якорь" (1940), "Рыцарь мечты" (1969), "Паруса" (1977), "Выше радуги" (1986), "Пассажирка" (2007).

    От первого лица

    Михаил Новиков, начальник управления мореплавания Балтийской академии Росрыболовства

    Михаил Вячеславович, сколько еще лет может прослужить "Крузенштерн"?

    - Многое зависит от того, насколько экономически выгодно будет содержать такое огромное судно. Особенно в свете новых требований к очистительным установкам и "экологическим" дизель-генераторам.

    А какой физический ресурс у корпуса?

    - Этот вопрос возникает регулярно. От предыдущих капитанов я слышал: еще 15-20 лет барк проходит. Я прослужил на "Крузенштерне" 25 лет. Поэтому со знанием дела говорю: не меньше 25 лет он послужит. Если же говорить об износе корпуса с точки зрения коррозии, то она минимальна.

    А 12-бальный шторм выдержит?

    - Он выдерживал шторма и выше 12 баллов, для которых просто нет обозначения. Это когда ветер 40 метров в секунду и волна с десятиэтажный дом. Как-то 6 дней шторм продолжался, качка такая, что спать невозможно. Некоторые пытались спать, стоя в шкафу! Но "Крузенштерн" и команда все выдержали. Я считаю, что он будет служить, пока его ценят, уважают и любят.

    Поделиться