Во-первых, это деятельность ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки "ИГИЛ"), чье будущее и механизмы влияния живо волнуют, если судить по программе Мюнхенской конференции, мировое сообщество. Организаторы дискуссии заранее предложили спикерам вопросы, которые можно начать со слова "Как". Как победить ДАИШ и можно ли в принципе уничтожить ее последователей? Как отражаются на ДАИШ напряженные отношения между Ираном и Саудовской Аравией? Как ядерная сделка с Ираном влияет на Ближний Восток?
Еще одна "новинка" сезона - кризис с беженцами в Европе, создающий, по мнению главы российской делегации на Мюнхенской конференции Дмитрия Медведева, "гуманитарную катастрофу" в Старом Свете и возможное разрушение Шенгенской зоны с последующим распадом Евросоюза. Подготовленный организаторами дискуссий список вопросов по этой теме звучит дипломатичней, но вместе с тем открывает немалый простор для обсуждения. Участников этой панели волновало, как реагировать респектабельным европейским правительствам на популистские партии, использующие в своих интересах антииммигрантские настроения. И во что обойдется отказ от Шенгена общеевропейскому проекту.
В качестве третьего направления, подготовленного для обсуждения экспертами, стали вопросы, относящиеся к торговле и безопасности. Они выглядят более традиционно и затрагивают перспективы торговых войн между странами, новое, пролоббированное США, трансазиатское партнерство и косвенно тематику взаимных санкций, разрушающих международные режимы торговли.
Особняком стоит блок дискуссионных панелей, посвященный будущему НАТО и его новому месту в европейской системе безопасности, с примыкающими к этой теме вопросами дальнейшей евро-атлантической интеграции. Прошедшая в пятницу встреча министра иностранных дел Сергея Лаврова и генерального секретаря альянса Йенса Столтенберга не обновила сложившиеся напряженные отношения между НАТО и Москвой. Тем не менее, выступая перед журналистами генсек альянса приветствовал "конструктивную роль России в борьбе с ДАИШ", назвав эту группировку "общим врагом". Но на этой вежливой констатации диалог вновь замер. "Западные коллеги в НАТО просто-напросто извлекают политическую выгоду из конфронтации с Россией", - считает российский премьер. Судя по звучащей в Мюнхене тональности выступлений руководителей альянса, подобная ситуация в ближайшее время не изменится, хотя временное "узкоспециализированное" сотрудничество альянса и Москвы, например, по Сирии выглядит возможным. Как утверждал Столтенберг, "важно развивать с Москвой политический диалог и оставлять открытой возможность для него".
Судя по всему, сирийская проблематика на Мюнхенской конференции в субботу займет значимое место в выступлениях лидеров, премьеров и министров. Договоренности о прекращении военных действий в Сирии, достигнутые Россией и США в ходе заседания Международного комитета по Сирии, наверняка, получат высокую оценку в Мюнхене. В пятницу утром российская сторона закрепляла успех: министр иностранных дел Сергей Лавров встречался с саудовским и ливанским коллегами. По словам Лаврова, на заседании Международной группы поддержки Сирии вопрос о возможной сухопутной операции Саудовской Аравии в Сирии не обсуждался, и он не может сказать, "кто кого планирует куда вводить".
По мнению главы российской делегации на Мюнхенской конференции Дмитрия Медведева, "иностранная военная операция без согласия Дамаска уничтожит предложенные Москвой условия политического урегулирования". Но, судя по откликам, и Европа, и региональные державы в целом остались удовлетворены достигнутыми в Мюнхене компромиссами по сирийскому урегулированию. Так что в своем выступлении на Мюнхенской конференции, давая оценку сирийскому урегулированию, российский премьер вправе заявить о важнейших инициативах Москвы в этом процессе, которые уже в ближайшее время приведут к прекращению военных действий в Сирии и деблокированию консультаций между официальным Дамаском и сирийской оппозицией в Женеве.
Ведь, как заявил в интервью немецкой газете Handelsblatt Дмитрий Медведев, "мы не пытаемся регулировать весь мир", но вместе с тем "Россия должна занимать в международных отношениях подобающее ей место".