Сумма компенсации за пугающие визиты сотрудников банка, заставлявших Елену отдать чужой долг, невелика - 30 тысяч рублей. Однако механизм привлечения так называемых коллекторов к ответственности все-таки сработал.
В сентябре 2014 года Елену, которая живет вместе с мужем и пятилетней дочерью, сотрудники банка "Русский Стандарт" навестили пять раз. Телефоны звонили ежедневно. При этом 30-летняя Елена, страдающая тяжелой формой сахарного диабета, клиентом "Русского Стандарта" не являлась вовсе. Просроченный долг в 150 с лишним тысяч образовался у ее матери-пенсионерки, которая пыталась решать проблемы с помощью кредитов. Но, потеряв работу, не смогла платить вовремя. Последний договор с банком она заключила в 2014 году, взяв в долг 142 тыс. рублей до 2019 года с ежемесячным платежом в пять тысяч.
"Почему сотрудники банка решили требовать долг именно у меня, мне непонятно, - рассказала Елена в суде. - Раньше мы жили вместе с мамой, сейчас она живет по другому адресу, который банку прекрасно известен: они оставляли мне уведомление, где были указаны верные сведения".
Но искать логику в действиях тех, кто выбивает долги, бессмысленно. Так называемые коллекторы, как и сотрудники банков, собирающих долги, бьют по инстинктам, стремясь запугать человека до полусмерти. Что и происходило с Еленой, которой после очередной встречи с "банкирами" пришлось вызывать "скорую".
Дуэт вышибал из банка советовал ей подумать о безопасности маленькой дочки - мол, мы-то еще ничего, а вот продадим долг "кавказцам", что-то с ребенком будет? Безобразные сцены в подъезде - в квартиру Елена с мужем визитеров не пускали - разыгрывались как в фильмах Тарантино. "Протяни сюда руку, мы ее отрежем", - говорил один из сотрудников банка, стоя на лестничной клетке.
Метод, кстати, вполне действенный - 10 тыс. рублей Елена с мужем банкирам все-таки вынесли в надежде, что этот жест успокоит визитеров. Напрасно. "Давайте остальное!" - воодушевились сотрудники. Чтобы остановить эту пытку, Елене Фролкиной пришлось обратиться в суд - после этого незваные гости приходить перестали.
Как показал судебный процесс по иску Фролкиной, в финансовых организациях отнюдь не склонны признавать, что ведут себя в таких ситуациях как пещерные люди. Представители "Русского Стандарта" в суде утверждали, что "переговоры велись корректно, в деловой манере".
Чтобы доказать обратное, Елена представила аудиозапись "корректных" переговоров. Также в суде выступила свидетельница очередного телефонного звонка Елене, подтвердив, что на женщину оказывали сильное моральное давление. Суд встал на сторону Елены, частично удовлетворив ее иск - вместо полумиллионной компенсации морального вреда, на которой она настаивала, банк выплатит ей 30 тысяч рублей.
Однако надо сказать, что звонки и визиты домой - стандартный, но далеко не полный "арсенал" средств, которые используют коллекторы. Больший творческий потенциал проявила микрофинансовая организация "Домашние деньги" в Новосибирске, требуя долг мужа у Анны Быскуп. На определенном этапе переговоров с "вышибалами" ей в соцсеть прислали ее собственное фото, снабженное подписью "Интим-услуги!!!" и прейскурантом - какие именно услуги Анна якобы оказывает и почем. Фото сопровождалось комментарием: мол, не заплатишь, завтра это фото окажется в сети, у нас миллион аккаунтов по всем сайтам...
Не успела Анна прийти в себя от этого неожиданного хода, как произошла очередная подлость. Фотография ее ребенка была разослана ее друзьям с траурной надписью "Помним, любим, скорбим" и текстом: "Скоропостижно скончалась доченька Анны и Антона. Похороны состоятся...".
В микрофинансовой организации утверждают, что фото ребенка было разослано по ошибке - накануне семья договорилась о погашении долга. Но эта "ошибка", очевидно, обойдется "рассыльщику" дорого.
Как сообщил "РГ" зампрокурора Новосибирской области Андрей Турбин, по данным фактам возбуждены уголовные дела. Статья о клевете, совершенной публично (фото ребенка было разослано), предусматривает штраф до миллиона рублей.
Для сравнения: муж Анны задолжал "Домашним деньгам" всего 15 тысяч. Штраф за незаконные способы воздействия будет эффективной мерой в борьбе с коллекторами. Плюс еще и судимость.
Житель Омска Роман Кузьмин осенью прошлого года отсудил за очень навязчивые звонки банка "ТРАСТ" всего шесть тысяч рублей плюс четыре тысячи составила компенсация его судебных расходов. Роман, которому грубо и через каждые 20 минут внушали, что он должен найти заемщицу (совершенно ему незнакомую), записал на диктофон 28 звонков из банка и представил запись суду.
Генеральная прокуратура РФ уже объявила о том, что борьба с незаконными методами коллекторов станет одним из приоритетных направлений работы ведомства.
Как подтвердила "РГ" первый заместитель прокурора Новосибирской области Любовь Кузьменок, к ним обращается множество пострадавших от коллекторов. Пока их всех направляли в полицию - ведь речь идет об уголовных составах, таких как клевета, угрозы убийством и прочее, а этим занимаются органы внутренних дел. Но сейчас, по словам Кузьменок, прокуратура также займется изучением деятельности коллекторов. А именно - проверками, соблюдают ли они закон о персональных данных.
Очевидно, что нет: адрес, имя, фамилия должника разглашается направо и налево, а это уже основание для привлечения к административной ответственности.