В Госдуме обсудили перспективы развития высшего образования

Каким вузам оставят специалитет? Почему отраслевые университеты не хотят сливаться с классическими? Кого завтра будут выпускать аграрные вузы? Нужна ли господдержка частным вузам? Об этом шла речь на парламентских слушаниях в Госдуме, посвященных перспективам развития высшего образования.

Сегодня в России около 900 вузов, где учится более 5 млн. студентов. Высшее образование всегда было в приоритете у россиян, на него нацелены почти 60 процентов выпускников школ. Но проблем в вузах накопилось очень много.

- Это, к примеру, доступность образования в малых городах, критерии оценки эффективности вузов, подготовка кадров для высшей школы, есть сложности у ведомственных вузов, у негосударственных вузов, - перечислил больные места председатель Комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов.

Взять хотя бы вузы транспорта. По мнению статс-секретаря - заместителя министра транспорта России Сергея Аристова, непрофильные факультеты - экономические, юридические в отраслевых вузах закрывать нельзя.

- Зачем мне юрист, который приходит на производство и ищет в справочнике, что такое колесная пара? - возмущается замминистра. - В отрасли есть специальности, которые нельзя переводить на бакалавриат. Например, авиадиспетчер, пилот гражданской авиации.

Сергей Аристов считает, что надо законодательно закрепить право оказывать финансовую поддержку отраслевым вузам (сейчас даже таким крупным работодателям, как РЖД, это сделать непросто) и дать университетам право самим утверждать стандарты обучения.

В медвузах - другие проблемы: слишком много появилось студентов-платников. Всего на медицинских специальностях учится 267 тысяч человек, 208 тысяч из них получают знания в университетах и академиях минздрава. Если внебюджетные отделения в своих вузах минздрав контролирует, то в других к выпускникам есть вопросы.

Сельскохозяйственные вузы готовы к укрупнению и согласны с тем, что отраслевые опорные вузы нужны. Ректоров беспокоит то, что самыми востребованными сегодня стали не зоотехники и агрономы, а специалисты технического обеспечения сельского хозяйства. В минсельхозе полагают, что с развитием автоматизации производства в ближайшее время будет снижаться потребность в молодых специалистах.

Одно из предложений - делать упор на подготовку предпринимателей для сельского хозяйства, чтобы из вуза выходили готовые команды профессионалов, которые могут сразу поднять все хозяйство. Но это дело будущего, а пока в минсельхозе предлагают учитывать при финансировании вузов то, что почти все они имеют фермы или опытные участки, которые требуют дополнительных больших расходов. Можно давать сельскохозяйственному вузу статус сельхозпроизводителя, тогда ему гарантирована дополнительная господдержка.

Головная боль региональных вузов - отток абитуриентов в крупные города.

- В 2015 году к нам приехали 3 тысячи абитуриентов, а уехали 10 тысяч. В некоторых регионах уезжает до 50 процентов выпускников школ, а возвращаются потом на малую родину единицы, - рассказал ректор Поволжского государственного технологического университета Евгений Романов.

По мнению некоторых экспертов, укрупнение и объединение вузов, закрытие филиалов в регионах приводит к тому, что образование становится недоступным для ребят из глубинки.

Есть претензии к мониторингу вузов, на основании которого часто принимаются управленческие решения. Участники парламентских слушаний предлагают изменить методику мониторинга и учитывать отраслевую специфику вуза.

Еще одно предложение - поддержать негосударственные вузы, которые дают качественное образование, допустить их до участия в конкурсах и программах минобрнауки, которые нацелены на укрепление имущественной базы.

Участники парламентских слушаний рекомендовали минобрнауки разработать Концепцию территориального развития сети вузов с учетом отраслей хозяйства и специфики регионов, четко определить цели и задачи оптимизации вузов, предоставить возможность взаимодействия вузов-партнеров без процедуры слияния. Среди других предложений - ежегодный мониторинг стипендии, обеспеченности общежитием, более широкий учет мнения работодателей при оценке вузов, совершенствование целевого приема, изменение правил участия в конкурсе на создание опорных вузов.