Опасения переборщить с брутальностью лишили фильм "Трамбо" остроты
Впрочем, эти две картины не объединяет ничего, кроме времени и места. Если Коэн сняли постмодернистский фарс, легкими штрихами набросав забавную, но несколько сумбурную карикатуру на эпоху, Роуч решил сделать серьезный байопик об одной из трагических ее фигур.
Перенос на экраны истории жизни американского сценариста Далтона Трамбо, вместе с рядом коллег подвергшегося остракизму, издевательствам и отсидевшего в тюрьме почти год за свои коммунистические взгляды, в целом получился убедительным. Хотя он и не лишен некоторой голливудской искусственности.
Иных недалеких поклонников западной политической культуры ярко проиллюстрированная истерия времен маккартизма может заставить почувствовать себя неловко. Однако, решившись на съемки такого смелого фильма и стараясь сделать его максимально правдивым, авторы все же с чрезмерной осторожностью отнеслись к такой леденящей кровь теме, как "охота на ведьм". Формально придраться не к чему - есть здесь и лживые обвинения со стороны врагов, и давление властей, и предательство товарищей, и нападки "патриотов", и подлые угрозы соседей, и косые взгляды сокамерников. Но эти эпизоды так и остаются эпизодами - им не удается создать общую атмосферу царившего тогда помешательства.
Не в последнюю очередь - из-за уже упомянутого излишнего внешнего лоска и заметного упрощения биографии. Но еще в большей степени - из-за того, что довольно быстро рассказ перестает балансировать между попыткой художественно воссоздать рубеж сороковых-пятидесятых годов и стремлением показать личную трагедию сильного и очень непростого человека, полностью обращаясь к последнему.
Однако фильм выручают отличные актеры - в том числе исполнители второстепенных ролей: Майкл Сталберг, Джон Гудмен, Хелен Миррен и другие. А солирующий Брайан Крэнстон, хорошо всем известный по сериалу "Во все тяжкие", с ролью чрезвычайно одаренного автора с двумя заочными "Оскарами" и испорченным жизнью характером, справился отлично. Если и предъявлять претензии по поводу центрального персонажа, то адресовать их надо сценаристу не "Римских каникул" и кубриковского "Спартака", а "Трамбо". Проблемы изображения героя и эпохи имеют в картине одинаковые причины и природу: из-за опасений ее создателей переборщить с брутальностью, они недобрали в глубине и достоверности.
Так или иначе, "Трамбо" - хороший байопик и действительно событие в американском кино. Он рассказывает о том, что в Штатах вспоминают отнюдь не часто - и явно стремится к объективности. О потраченном на него времени вы не пожалеете. Но будьте готовы к легкому чувству неудовлетворенности после просмотра.
3.5