Как чемпион по баяну стал послом ЧМ-2018 по футболу

Верительную грамоту и "дипломатический" знак отличия он получил за несколько минут до старта "Лыжни России-2016". А потому сразу после подписания официальных бумаг пробежал несколько зачетных километров в массовке, подтвердив свою хорошую спортивную форму. И день спустя, принимая поздравления в редакции Самарского представительства "РГ", первым делом похвастал: многих в том забеге обошел.

- Представлять на футбольном чемпионате Самарский край - свою малую родину, вы согласились не раздумывая: чем же тонкой душе музыканта интересен спорт брутальных мужчин?

Сергей Войтенко: Посол - это человек, который не рекорды ставит на зеленом поле, а словами и делами поддерживает идею проведения чемпионата в Самаре. Я буду не только принимать участие в мероприятиях по его подготовке, но и пропагандировать достопримечательности, традиции и культуру Самары, в том числе и на международном уровне. Это мне дорого и интересно. А во-вторых, я в детстве сам увлеченно играл в футбол, и во дворе меня за точные удары даже называли "Марадоной". Лет в 10-11 лет мяч даже перевесил баян, я бросил музыкальную школу...

- Вот с этого возраста поподробнее...

Сергей Войтенко: Обычное дело, мальчишка растет, и ему веселее с друзьями футбол гонять во дворе, чем разучивать этюды. Чтобы маму не расстраивать, я приносил ей из музыкальной школы дневник с аккуратно нарисованными "пятерками", хотя до этого были по специальности разные оценки, поскольку мой педагог Юрий Сорокин не упускал случая поставить неподготовленным ученикам "пару". Мама тогда удивлялась: "Что вдруг, Сережа, такие успехи?", а я ей с улыбкой: "Стараюсь!".

Но однажды эта идиллия закончилась: Юрий Константинович пришел к нам домой и спросил маму: "Почему ваш ребенок на моих занятиях не появляется?". Мама острым взглядом - сначала на меня, потом - на него, снова - на меня... влетело, конечно. Но в школу я так и не вернулся.

Ситуацию разрешила бабушка, к которой я приехал в деревню на зимние каникулы. "Поверь мне, - сказала она ласковым тоном, не терпящим возражения, - музыка - это верный кусок хлеба". И она оказалась права: футболом бы я не заработал себе такой жизни, как говорится, "Кесарю кесарево, а слесарю слесарево". Мой путь - развитие баяна.

- Прошедшие дни были для вас не только посольскими, но и музыкальными: в Самаре открылся XIV фестиваль "Виват, баян", основателем и бессменным организатором которого вы являетесь. Как фестиваль изменился за это время?

Сергей Войтенко: 2016 год особенный уже тем, что на нас обратили серьезное внимание региональные власти, до этого мы получали только небольшие гранты в 250 тысяч рублей от минкульта Самарской области. Но если первые фестивали "Виват, баян" проводились за счет солидных спонсорских вливаний, то последние семь лет финансово я тянул все сам. Ноша, согласитесь, непосильная, ведь общий бюджет фестиваля с концертной программой, мастер-классами, творческими школами и собственно конкурсом молодых баянистов переваливает за семь миллионов рублей. Но "Виват, баян" - проект некоммерческий, наша задача не денег заработать, а познакомить с лучшими исполнителями баянной музыки как можно больше зрителей.

25 апреля на сцену Самарской филармонии выйдет 151 баянист. Это будет новый музыкальный рекорд мира

Сама же идея такого фестиваля возникла у меня потому, что в далеком теперь уже 2002 году даже увлеченные музыкой люди нередко полагали, что на баяне играют исключительно в России. А ведь баян и аккордеон очень популярны и во Франции, и в Италии, и в Испании, и в Германии. В Японии и Китае много музыкантов, даже в Африке играют. И мне тогда очень хотелось показать это многообразие землякам, поэтому стал приглашать своих друзей-музыкантов выступить в Самаре за очень небольшие деньги. Больших просто не было, но артисты согласились.

- Из этой кризисной бухгалтерии, помноженной на непомерно выросший курс евро, я делаю вывод: зарубежные стажировки юных талантов тоже остались в прошлом.

Сергей Войтенко: Их действительно не было последние четыре года, но в этом сезоне, благодаря поддержке бюджета Самарской области, три победителя конкурса вновь смогут поехать на стажировку во Францию в международную школу баяна и аккордеона.

Конкурс "Виват, баян" - ежегодное состязание молодых исполнителей со всей России, которое проходит в пяти возрастных группах: от 10 лет и до 25 плюс. Конкурс дает шанс восходящим звездам реально выйти на мировой уровень, поскольку является отборочным этапом на мировые конкурсы баянистов и аккордеонистов "Трофей мира" и "Кубок мира".

- На открытии нынешнего фестиваля зрителей поразил ваш новый "Mix", только теперь уже детский. Что это за проект?

Сергей Войтенко: Коллектив из юных баянистов "Kinder Mix" я по сути создал для своего сына, когда ему было восемь лет. Мы собрали в Москве группу юных музыкантов - четыре мальчика и одна девочка - которые участвовали в различных благотворительных проектах, в телевизионных съемках. Сейчас те дети выросли, но идея меня не отпускает, и я попросил Аллу Михайловну Кац (педагог Сергея в педуниверситете. - Прим. ред.) собрать детей, и мы сделали на концерте открытия фестиваля такой номер. О будущем этого импровизированного коллектива пока говорить рано, все зависит от желания и возможностей родителей, ведь участвовать в платных концертах несовершеннолетние музыканты не могут по закону, а творчество требует немалых средств и усилий.

Что же касается сюрпризов, то их на нынешнем фестивале будет еще немало. Так, на концерте в самарской филармонии 25 апреля на сцену выйдет коллектив из 150 баянистов. Хотя нет, 150 плюс один, чтобы побить собственный рекорд. 150 музыкантов у нас выступало в Кремле.

- Ваш дуэт c Дмитрием Храмковым "Баян Mix" тоже ведь зародился в рамках самарского фестиваля 10 лет назад. Не устали еще друг от друга?

Сергей Войтенко: С Димой мы учились в одной музыкальной школе. Потом в Самарском педуниверситете у нас был один педагог по музыке - Алла Михайловна Кац. Так что наши дорожки постоянно пересекались. А если помните, в 2005 году всех поразила скрипачка Ванесса Мэй. И мы с Димой объединились и стали делать что-то в этом стиле, но на баянах: такой андеграунд, замешанный на фолке, эстраде, классике. "Баян Mix" оказался успешным, уже в 2006 году мы попали с ним на 1-й и 2-й телеканалы (что это значит для музыкантов из провинции, объяснять не надо. - Прим ред.), на саммит Большой Восьмерки G8. И сегодня мы все время в движении, проект развивается, и нам некогда скучать.

- Сергей, в последнее время вы все чаще заявляете о себе не только как исполнитель, но и как композитор. К какому жанру больше тяготеете?

Сергей Войтенко: Я пишу как инструментальную музыку для баяна, так и песни. Одна из них - "Мы с тобой одной крови", которую мы исполнили вместе с Денисом Майдановым, стала хитом. Наверное, потому, что в ней есть актуальность, народность, социально-объединяющий фактор, но нет политики, что здорово. Наш дуэт - из Самары, Денис - из-под Саратова, у нас получилось такое вот волжское трио. Есть песни, которые я написал для Кубанского казачьего и Волжского народного хора, для певицы Юта и для Марины Девятовой. Хотелось бы больше времени посвящать именно творчеству, но здесь значительную часть жизни, увы, забирают организационные вопросы.

- Правда, что вы пели на одной сцене и с Владимиром Жириновским и он в каком-то смысле стал вашим крестным отцом на эстраде?

Сергей Войтенко: Не будем переоценивать, но пиар получился хороший. Когда мы только приехали в Москву, нас, провинциалов, без связей и денег заприметила народная артистка России Екатерина Шаврина и пригласила на одно из своих выступлений, как раз на день рождения Владимира Вольфовича. Никто кроме нее не знал, что мы будем не только ей аккомпанировать, но и сыграем сольную композицию. Юбиляру номер так понравился, что он вышел на сцену и спел с нами "Подмосковные вечера". После такой импровизации нас пригласила к себе режиссер концерта и не по-детски отчитала, но, послушав наши композиции, подобрела: "Готовьтесь - через неделю едем на саммит Большой Восьмерки". После этого дела и правда пошли в гору, мы становились участниками многих правительственных мероприятий. В частности, на открытии Олимпиады в Ванкувере и в Сочи выступали перед членами оргкомитета.

Ключевой вопрос

- О чем мечтает человек, многого достигший в жизни и творчестве?

Сергей Войтенко: Я до сих пор помню свои первые настоящие профессиональные инструменты, которые покупали в разное время тогдашний самарский губернатор Константин Титов и мэр Самары Олег Сысуев. Российский баян "Тула" и итальянский "Victoria" находились в аренде у педуниверситета, и я мог на них играть - первые два года обучения на "Туле", а уже последующие - на "итальянце" . Это колоссальный трамплин для начинающего музыканта, однако стоят такие инструменты не дешевле автомобиля и большинству родителей, конечно же, не по карману. Но на дешевой гармошке талант не вырастишь. Я с этой идеей ношусь постоянно, обращаюсь в региональное министерство с предложением закупить на всю Самарскую область 20-30 инструментов, которые в аренду будут передаваться талантливым музыкантам. Пока это мечта, но я от нее не отступлю, поскольку помню, как меня выручил тот "подарок" области и города.