Вот и я, как многие жители Екатеринбурга, увидев афиши спектакля театра имени Вахтангова "Евгений Онегин", сразу вспомнила, что мы безусловно предаемся любви к великим произведениям классика. А раз так - вперед за билетами. Восемь тысяч за место и отсутствие безналичного расчета в кассе театра едва не заставили мои свежие мечтанья истлеть. Но настоящая любовь преодолеет все, и вот он - заветный кусочек картона, ну и пусть за пять тысяч, но гарантия моей встречи с прекрасным. И как та самая девушка, боясь обмана, я была осторожна, придирчива и предусмотрительна.
- А точно будет Маковецкий? - спрашивала я у кассирши. - Я всю жизнь мечтала, знаете ли, именно с ним…
- Точно, - заверяла кассирша. - Многие на него хотят.
Минуты верного свидания приближались, и я не теряла времени даром - гуглила. Картина радовала: "Евгений Онегин" в постановке Римаса Туминаса - "едва ли на самый знаменитый русский спектакль наших дней, обласканный российскими и зарубежными критиками, завораживающий с первых минут и не отпускающий до самого финала, которому рукоплескали Лондон, Париж и Нью-Йорк и на который невозможно достать билеты в Москве". Рекламные фото с заснеженной сценой и девушками в белом на качелях (фон черно-зеркальный) манили и обнадеживали. "Онегин" перечитан. Предстоящее воодушевляло.
- Гуськов?! - ахнула в едином порыве как минимум половина женской половины зала (это я на глазок, конечно). - Почему Гуськов?! А Маковецкий?! Мне обещали Маковецкого, я спрашивала… А вам? И вам тоже? Безобразие!
- Гуськов - тоже хорошо, - оживилась мужская половина. - Гуськов даже лучше. Он в этом играл, как его..?
В антракте пытаюсь найти кого-то из организаторов, но безуспешно, за них отдуваются ни в чем не повинные билетерши, объясняя, что Маковецкий был и кто-то его даже видел лично, а куда делся - не знаем. И в самом деле, накануне Маковецкий участвовал в пресс-конференции, позировал, раздавал интервью и, положа руку на сердце, называл режиссера "наш гений". Был бодр, весел, даже слегка с перебором.
На следующий день представитель агентства-организатора гастролей оправдывалась перед журналистами, объясняя: о замене актеров они узнали перед самым спектаклем. Сергей Маковецкий простудился. И уверяла, что сотрудники агентства общались со зрителями в холле, всем интересующимся объясняли, но таких было немного. Некоторым даже было предложено посетить другой спектакль. Жаль, я в число "немногих" и "некоторых" не попала, но до сих пор считаю, что организаторы обязаны были поставить зрителей в известность и хотя бы извиниться.
Что ж, Гуськов так Гуськов, хотя, как говорится, осадочек остался.
А теперь собственно о спектакле. Да, это действительно современный спектакль, этакий contemporary вариант классической версии, когда режиссер берет "запыленную" классику и треплет ее, как Тузик грелку, безжалостно вытрясая новые ассоциации, параллели, образы и аллюзии. Да, я поняла, чему "рукоплескали Лондон, Париж и Нью-Йорк", ведь валенки, баян, снег, водка, чучело медведя, плохие дороги, беготня "по-маленькому" в сугроб, смышленые разбитные девки и лихие гусары - глянцевые страницы энциклопедии русской жизни. Да, я поняла, почему Туминас отличный режиссер - все придумано и сделано настолько самобытно и высокопрофессионально, что сказать "а я не понял" или "мне не понравилось" равнозначно признанию в своей недееспособности. Да, здесь и в самом деле все "талантливо, блестяще, уникально, великолепно, грандиозно и удивительно".
Так и хочется добавить, как в рекламе шампуня: ведь вы этого достойны.
Тогда почему, почему кажется, что меня, как ту девушку, жених все-таки надул? Хорошо, ввел в заблуждение. Говорил, что гусар, настоящий полковник, кандидат наук и бизнесмен. А при встрече оказалось - мерчандайзер в супермаркете. Зануда, в возрасте и лысый. Короче говоря, не мой типаж. И в ресторане пришлось самой расплатиться.
Уже слышу радостное: "Девушка, а вы чего хотели-то?! Вас предупреждали! Вам говорили, что спектакль - гениальный, а не поняли, так это оттого, что серая вы. Нечего было приходить".
Чего хотела… Праздника хотела, эмоций, чуда, дорогого подарка, чтоб радостная память на долгие годы. А получила - приемы, ассоциации, находки, новаторство и эпатаж. Ни Пушкина, ни Онегина, ни даже Маковецкого.
Что интересно, уже не первый раз впросак попадаю. Начало февраля, Олег Табаков, Наталья Тенякова, "Юбилей ювелира". На афишах нежно любимый Олег Павлович, в Интернете заверения, что будет "талантливо, блестяще, уникально, великолепно, грандиозно и удивительно". Цена - те же пять тысяч с носа, ближе не беру, жаба давит. В результате… Почему меня никто не предупредил, что по блестяще талантливому замыслу удивительно гениального режиссера Константина Богомолова весь спектакль будет выстроен на двух мизансценах, что актеров посадят в глубине сцены, а наблюдать за их игрой нам придется по четырем огромным мониторам, перекрывающим сцену? Что на черных экранах будут бежать титры: "рак…опухоль… боль…смерть… конец… уход". За телепросмотр этого депрессивного онкологического действа я бы не выложила столь дорогие моему сердцу денежки. Передо мной лично искусство опять в большом долгу.
Сейчас скажу страшное: любой спектакль - это товар. Чем оглушительнее реклама, тем дороже его можно продать. И вопрос в том, как мне, уж извините за вульгарность, потребителю, не купить то, что признано гениальным, но мне лично наверняка не понравится, не подойдет, условно говоря, по размеру и фасону, вот как "Онегин" Туминаса или богомоловский "Юбилей ювелира"? Ведь спектакль - это тот товар, который нельзя посмотреть и не купить (поэтому меня всегда умиляют советы: ну не нравится вам, не ходите, делов-то, не для вас и ставили, дорогуша). Посмотрел - значит уже купил. Поэтому к организаторам нет вопросов, дело понятное, почтенное, люди деньги делают.
Но есть вопрос к театральным критикам, была, когда-то, театралы помнят, такая профессия. Имена были, авторитеты - как скала. Но вымерли, видно, с переменой климата. Оставшиеся соревнуются в подборах эпитетов, продвигающих товар. И как страшно далеки они от народа! Иначе чем объяснить тот факт, что, честно перелопатив множество сайтов, я не нашла ни одной не то что негативной, а хотя бы просто спокойно-аналитической, не взахлеб комплиментарной рецензии, написанной на упомянутые спектакли профессионалами? И это при том, что больше половины отзывов просто зрителей резко отрицательны? Почему люди сравнивают тот же спектакль Туминаса с цирком "Дю Солей", корпоративной вечеринкой, КВНом и рассказом "Палата № 6", а "Ювелира" - с приемом у онколога?
"Ни один из героев, которые получились у Туминаса, не вызывает ни сочувствия, ни сострадания, ни симпатии". "Сначала Дантес убил Пушкина на дуэли, а теперь Туминас убивает". "Спектакль хороший, но я завидую тем, кто его не смотрел и смотреть не будет, ибо послевкусие от этого шедевра отвратное. Жаль без пользы потраченного времени и денег". "О вкусах не спорят, конечно. Пьеса хорошая, и люди с воображением могут найти даже в таком спектакле и глубину, и драму. Но для этого достаточно было бы написать на экранах слово "смерть" и оставить зрителей на полтора часа в темноте подумать. Я же воспринимаю такую постановку как неуважение к актерам и зрителям".
Так кому же верить? Как спасти свои кровные и, что гораздо важнее, веру в высокое искусство? Впору хлопотать о том, чтобы на афишах и в программках в обязательном порядке печатали предупреждения: не просто "Евгений Онегин", а "ассоциации режиссера такого-то по поводу…". Не просто "Юбилей ювелира", а уведомление - людям с онкологическими заболеваниями смотреть не рекомендуется. И на афише чтоб были не только девушки в белом на качелях, но и горбатая карлица с домрой, и пухлая тетя в костюме зайки, исполняющая белиданс, и танцор в лосинах, прищемивший себе сами догадайтесь что двумя табуретками... И Табаков с Теняковой чтобы по-честному так меленько, три на четыре, а поперек афиши - четыре громадных телевизора. Мы поймем, мы догадливые. Ведь пишут же на упаковке конфет, что содержат они пальмовое масло, хотите - берите. Ну пусть даже очень мелкими буквами.
А что? Да так. Я усыпляю пустые, черные мечты. И простите меня, пожалуйста, господа Фоменко и Ярмольник, я вас люблю так искренно, так нежно… Но я не купила билеты на ваш спектакль.