25.02.2016 20:30
    Поделиться

    Собкор "РГ" рассказала о переменах, происходящих в Польше

    Перемены, происходящие в Польше после того, как власть в стране перешла к партии "Закон и справедливость" ("ЗиС"), шокируют западных наблюдателей.

    В стране, которая еще совсем недавно считалась в ЕС наиболее проевропейской, к власти пришли политики, которые считают, что у их страны должны быть свои интересы, а государство должно быть национальным. Сто дней правления "ЗиС" во главе с премьером Беатой Шидло показали, что эта партия имеет свое видение относительно будущего страны и идет в наступление по всем направлениям внутренней и внешней политики. За какую концепцию польского государства проголосовало большинство избирателей, "РГ" рассказали сторонники правящей в Польше партии.

    Национальное государство

    Один из создателей и руководителей некогда оппозиционных, а ныне влиятельных проправительственных изданий wSieci и wPolityce Михал Карновский на вопрос корреспондента "РГ", за что голосовали избиратели партии "Закон и справедливость", отвечает так: "Во-первых, Польша в Европе, но в роли сильного национального государства. И я думаю, что категория национального государства, национального сообщества вообще является ключевой для этого проекта в разных областях: в образовании, в отношении к истории, экономике, Европе и так далее. Для поляков государство - это нечто большее, чем для французов или, скажем, немцев. Мы 123 года были разделены и не имели своей государственности. Сегодня нас пытаются убедить, что Евросоюз размывает национальные государства, что не нужно воспитывать патриотов, потому что мы - европейцы и это наша главная идентичность. Но правящая партия с этим не согласна. Перед нами стоит вопрос: что нам делать с тем национальным, общественным капиталом, который есть у нас как у государства, который мы унаследовали от своих предков? Расходовать или репродуцировать? Я думаю, что молодые патриотично настроенные поляки, как и россияне, как и французы и немцы, должны чувствовать, что их долг - быть звеном этой цепи поколений и передать то, что мы унаследовали от своих предков, дальше - своим потомкам".

    Раньше нас призывали забыть о том, что мы - поляки, потому что теперь мы - европейцы

    С этим мнением согласны многие собеседники "РГ". Несмотря на то что уже больше 10 лет страна является членом Евросоюза, она сохраняет свои ценности, отличные от соседей и с Запада, и с Востока. Огромное значение имеет принадлежность к католической церкви, о которой, согласно последней переписи населения, заявили 88 процентов поляков. Из них 48 процентов - практикующие католики, которых можно каждое воскресенье встретить в приходском костеле. Сплочение людей вокруг христианских ценностей, участие представителей церкви в политической жизни и крест, висящий на стене в зале заседаний парламента, отрицательное отношение к "западным веяниям", в том числе к однополым бракам, - все это характерно для Польши, которая голосует за "ЗиС". Настороженным можно назвать подход государства к искусственному оплодотворению, которое во всем мире считается естественным выходом для пар, безуспешно пытающихся завести детей. А аборты в современной Польше запрещены с 1993 года. При этом даже в тех случаях, которые закон признает исключением, например при высокой вероятности пороков развития у плода, некоторые врачи отказываются проводить процедуру по религиозным соображениям. Ни для кого в Польше не секрет, что в стране существует отдельный вид туризма - в соседние европейские страны, где каждая уважающая себя клиника, практикующая прерывание беременности, уже имеет переводчика с польского, а то и гинеколога-поляка.

    Национальный капитал

    "Польша не будет проводить внешнюю политику на коленях", - сказала в январе премьер Беата Шидло, обращаясь к депутатам сейма. Свою первую пресс-конференцию новая премьер провела на фоне польских флагов. Это бросилось в глаза всем - и журналистам, и политикам, ведь раньше чередование флагов Польши и ЕС, на фоне которых выступали лидеры страны, было гордостью поляков - одним из символов принадлежности к Европейскому союзу. Критики новых властей в Европе, например депутат Европарламента Ги Верхофстадт, упрекнули новое правительство в том, что оно прячет флаги Евросоюза и при этом хочет пользоваться деньгами из фондов ЕС. В правящей партии с этим не согласны. "Из каждого евро, вложенного в польскую экономику, 50 центов возвращается в бюджет Евросоюза. Польша - это гигантский рынок сбыта, прежде всего для Германии. В Северной Европе с нашей страной разговаривают сверху вниз. Но давайте не будем обманываться, что только Польше нужно членство в ЕС. Это взаимовыгодное сотрудничество", - утверждает один из собеседников "РГ".

    В январе пани премьер прямо заявила в своем обращении к народу: "Многим влиятельным кругам, также и за границей, трудно согласиться с реформами, которые мы проводим. Прежде всего потому, что это мешает их интересам, ограничивает их влияние. До сих пор многие заграничные фирмы, банки и торговые сети платили несоразмерно низкие налоги, в незначительной степени делились с поляками своими доходами. Мы это меняем! Именно поэтому сегодня нападают на правительство партии "Закон и справедливость". Сторонники этих перемен отмечают, что при предыдущем правительстве было отброшено понятие национального капитала. Бытовало мнение, что есть свободный рынок, конкуренция в единой Европе на общих условиях, а страна происхождения той или иной компании не имеет значения. Но многие поляки считают, что это имеет значение, ведь если это своя, польская крупная компания, у нее есть некие социальные обязательства, она иначе относится к сотрудникам, создает рабочие места. На сегодня из 15 крупнейших торговых сетей в Польше только три имеют польский капитал. При этом, по данным СМИ, зарубежные фирмы действительно платят меньший налог на прибыль, чем польские. "Они оставляют в нашей стране один процент от товарооборота! Хотел бы я платить такие налоги!" - горячится один из собеседников "РГ".

    Пресс-секретарь президента Анджея Дуды Марек Магеровский считает, что у "ЗиС" и лидера этой партии Ярослава Качиньского есть очень четкое представление, как должна выглядеть страна. "Главное: Польша - сильная страна в Европе. Но она не будет такой, если не начнет проводить более активную политику и будет оставаться страной с таким выраженным социальным неравенством", - пояснил он "РГ". "Все должны иметь возможность пользоваться переменами, произошедшими в стране в последние годы. Польша действительно добилась экономического роста, наше государство сделало большой цивилизационный и экономический скачок. Но Варшава - это не вся Польша, и уровень жизни в средних и малых городах по-прежнему оставляет желать лучшего, а экономическая ситуация на востоке страны отличается от положения на западе. С этим лозунгом выиграли выборы и президент Анджей Дуда, и партия "ЗиС" во главе с Беатой Шидло", - уверен Магеровский.

    Национальная история

    По словам Магеровского, на прошедших в конце октября парламентских выборах правящая партия победила во всех возрастных группах. Но самое интересное то, что она победила среди молодежи. Причин этого несколько, в том числе и "пробуждение патриотизма". "Люди перестали стесняться польского флага, напротив - теперь стало хорошим тоном с ним показаться. Такой интересный пример: есть фирма, которая производит одежду с патриотической символикой, к примеру, Армии Крайовой или Варшавского восстания. Эти вещи фантастически продаются. Мне кажется, что это не только политическая, но и общественная, культурная перемена. Раньше - до момента вступления в НАТО в 1999 году и в Евросоюз в 2004-м - нас призывали забыть о том, что мы поляки, потому что теперь мы европейцы. Мы были страной-кандидатом и очень старались. Либеральные элиты утверждали, что мы должны раствориться в Европе, потому что национализм приносил нашему континенту только зло - вспомним немецкий, итальянский национализм. Сегодня, когда человек говорит, что он патриот, что нужно защищать интересы Польши в Европе, это уже не воспринимают негативно, скорее наоборот", - говорит Магеровский. Пресс-секретарь президента - один из тех, кто в день годовщины начала Варшавского восстания ходит на площадь Пилсудского в Варшаве. "Это что-то невероятное! Люди, среди которых в этом году был и я с семьей и друзьями, приходят, садятся на газоне, получают песенники и поют патриотические песни. Некоторые знают их наизусть, потому что они поются в Польше уже много лет", - рассказывает "РГ" Магеровский. По его словам, проигранное поляками Варшавское восстание теперь, спустя много лет, фактически стало их победой, ведь благодаря памяти о тех событиях, о порыве простых варшавян, поднявшихся на борьбу без оружия и практически без надежды, удалось спустя время снова зародить в молодых людях настоящий патриотизм.

    Действительно, именно дата начала Варшавского восстания в последние годы все больше объединяет поляков, приобретает для них почти такое же значение, как День Победы для россиян. Если решение о его начале некоторые называют ошибкой, а то и преступлением, то подвиг простых повстанцев ни у кого не вызывает сомнений. С каждым годом в народных памятных мероприятиях участвует все больше людей, и все больше других городов Польши включается в этот процесс. И неслучайно организатором этих мероприятий является музей Варшавского восстания, созданный в столице Польши в 2004 году по инициативе одного из основателей правящей нынче партии - "ЗиС".

    Журналист Михал Карновский считает, что в последние годы поляков заставляли стыдиться своей истории, и эти веяния шли не только снаружи, но и изнутри страны. "Обратите внимание на кинопродукцию последних лет, которую, подчеркиваю, финансировало государство, или хотя бы на тот факт, что наше общественное телевидение показало немецкий фильм "Наши матери, наши отцы" (образ "кровожадных" польских партизан, представленный в сериале, вызвал негодование многих польских общественных организаций. - Прим. ред.). Теперь есть надежда, что польское государство будет обращать больше внимания на патриотическое воспитание молодежи, на то, какие культурные произведения создаются на его деньги. Это, конечно, не значит, что мы отрицаем свободу искусства - пусть создаются самые разные произведения, но не на средства польских налогоплательщиков. Если кто-то хочет воспитывать безыдейных людей - пожалуйста, но в частных школах", - считает журналист.

    Национальная политика

    По мнению многих варшавских собеседников корреспондента "РГ", знаковой была речь в Берлине в 2011 году экс-главы МИДа Радослава Сикорского, который, выступая с польским видением будущего ЕС, предположил, что это будет федерация, и, как писало тогда издание Rzeczpospolita, государствам-членам будет полагаться примерно такая же автономия, как штатам США. Его обещание, что Польша будет готова к компромиссу "даже в сфере общего подхода к суверенности" взамен за достойную позицию в более сильной Европе, тогда еще в оппозиционной, а ныне - правящей партии, было воспринято чрезвычайно негативно. "В прошлом многие поляки отдали жизни в борьбе за то, что члены нашего правительства отдают добровольно", - говорили в "ЗиС".

    Прежние лидеры Польши в последние годы считали проблемными только отношения с Россией. Новый министр иностранных дел Витольд Ващиковский, судя по его выступлению перед парламентом об основных направлениях польской внешней политики, видит проблемы и в отношениях с Евросоюзом. Издание Rzeczpospolita сообщило, что в своем выступлении он представил исключительно пессимистическую картину положения Польши на международной арене: "Министр в и без того сложной ситуации подбросил еще пару новых проблем - прежде всего в отношениях с ЕС". "Выступление Ващиковского было пропитано евроскептицизмом. Министр говорил даже о "кризисе самого по себе европейского проекта", обвинял соседние страны в том, что Польша подвергается дискриминации, что союз идет по неправильному пути - с государствами-членами, не являющимися мировыми державами, в ЕС не говорят на равных. Но при этом подчеркивал, что альтернативы для Евросоюза на данный момент не существует. Впрочем, и сам Ващиковский, и президент Польши Анджей Дуда, и главный идеолог правящей партии неоднократно указывали на возможность создания такой альтернативы. В партии "ЗиС" издавна существует концепция тесного взаимодействия посткоммунистических стран Европы. И лидером в таком объединении Варшава, конечно, видит себя.

    Теория национального государства является ключевой для этого проекта в разных областях: истории, экономике..

    Быть "бедным родственником" богатого севера Европы или лидером среди восточной ее части? Собеседники "РГ" в Варшаве не дают однозначного ответа, но склоняются к последнему варианту. Косвенный ответ на этот вопрос дает карта зарубежных визитов президента Польши Анджея Дуды - также выходца из партии "ЗиС". Его первым, и, как здесь считается, символичным визитом за границу была поездка в Эстонию. Разумеется, на карте в течение полугода его пребывания на президентском посту не могли не появиться Берлин и Париж, но он успел побывать и в Венгрии, Румынии, Словакии, в планах - Чехия и снова Венгрия. Премьер-министр Беата Шидло за прошедшие сто дней у власти уже побывала в Праге и Будапеште и при этом, конечно, в Лондоне и Берлине.

    Национальная безопасность

    "Мой ответ на ваш вопрос: цель "ЗиС" - это образ более сильной страны, которая является членом НАТО и Евросоюза, но не забывает и о своей собственной силе, о том, что у нее есть свои собственные интересы, которая проводит свою региональную политику. Обратите внимание: Германия старается, чтобы все страны Восточной Европы сообщались не между собой, а с Берлином. Поляки это отвергли и проголосовали за страну, которая будет сильнее, эффективнее, безопаснее", - говорит еще один собеседник "РГ", пожелавший сохранить анонимность.

    И Михал Карновский указывает, что Польша нуждается в безопасности: "Если взглянуть на нашу историю, становится понятно, что это наше основное требование". По словам Карновского, агрессия в наше время может приобретать самые различные формы: она может быть и экономическая, и культурная. "Ситуация, в которой немецкие СМИ, выходящие в Польше на польском языке, имеют столь сильное влияние на общественное мнение, не может не вызывать обеспокоенность. Я сам работал в издании Акселя Шпрингера и убедился в том, что рассказы о полной независимости редакционной политики - это сказки". По словам журналиста, нельзя говорить, что Польша выбрала антиевропейский курс. Страна открыта для сотрудничества на самых разных направлениях. "Смысл этих перемен в убежденности, что мы - поляки - должны приложить больше усилий для мощи нашего государства. В какой-то кризисной ситуации это самая надежная опора. Но при этом мы не собираемся отказываться от участия в альянсах".

    P.S.

    Отношение поляков к России - это большая особая тема. Она сложна. Но если мы присмотримся к портрету Польши внимательнее, мы можем увидеть очень много схожего в устремлениях наших двух стран, их граждан, их элит, политических, творческих, религиозных. И, конечно, бизнеса. Увы, фобии мешают лучше понять эту простую истину и избавиться от упрямого желания черное называть белым, смотреть друг на друга только через "очки прошлого". Рано или поздно эта болезнь пройдет.

    Поделиться