Существует устойчивый миф: мигранты из стран СНГ создают российским мегаполисам массу проблем. Однако, как показывают оценки специалистов, трудовая миграция из Средней Азии в Санкт-Петербург - явление крайне выгодное и бизнесу, и государству, и обществу. Но в последнее время она претерпевает существенные изменения. И сегодня уже впору сетовать, что миграционные потоки к нам пошли на убыль.
По словам Елены Дунаевой, начальника управления ФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, число приезжих из стран СНГ в прошлом году было на 20 процентов меньше, чем в позапрошлом. Тому есть объективные причины: заработок в 30 тысяч рублей еще пару лет назад был для многих среднеазиатских строителей завидным доходом (почти тысяча долларов, и это в то время, как средняя зарплата в Узбекистане или Таджикистане равнялась 100-150, а то и 50 долларам). Сегодня та же сумма мигрантов-строителей уже не устраивает: ведь она приравнивается всего к 350 долларам. К тому же меняется экономическая ситуация в республиках исхода: почти аналогичные деньги можно заработать в других странах.
Бизнес огорчен. Стройки останавливаются. Ведь традиционно узбеки и таджики соглашались работать на стройках за такие деньги, которые никак не устраивают россиян. Есть даже неофициальная такса: там, где россиянину платят 40 тысяч, таджику - 25. Кроме того, бригады из Средней Азии подкупают работодателей высокой исполнительской дисциплиной и трезвостью...
- А еще тем, что бизнес может относиться к ним абсолютно безответственно, - замечает Елена Дунаева. - Платить по серым и даже черным схемам, создавать нечеловеческие условия...
Признаемся: разговор о проблемах трудовой миграции, состоявшийся в НИУ Высшей школы экономики в рамках дискуссионного клуба "Фабрика смыслов", временами шел на весьма повышенных тонах. Тем не менее большинство спикеров сошлись в одном: трудовая миграция неквалифицированной рабочей силы в том виде, в каком она существовала в Петербурге в последние три - пять лет, была очень выгодна. И бизнесу. И государству. И обществу. Эксперты отмечают, что те же 30 тысяч рублей зарплаты таджика обходятся на восемь процентов дешевле государству, чем аналогичные 30 тысяч заработка россиянина. Кроме того, мигранты пребывают у нас только в самом выгодном трудоспособном возрасте: им, постаревшим, не надо платить пенсии (они уедут домой), не надо заботиться о социальных условиях... В результате их дешевого труда цены на новое жилье в сегменте экономкласса бизнес мог держать на уровне 70 тысяч рублей за квадратный метр. Если перейти целиком на услуги рабочих-россиян, цены на новое жилье подскочат. Кто будет покупать такие квартиры?
Неплохой доход получает с мигрантов и государство, оформляя необходимый пакет разрешительных документов. Эксперты подсчитали, что в общей сложности медицинское освидетельствование, сертификат на знание русского языка, страховой полис, нотариально заверенные документы и прочее выливается в сумму 23 тысячи рублей с человека. А если добавить к тому же услуги всяких посреднических фирм, что кормятся на этой теме, и все 30 тысяч.
Как об упущенной выгоде для государства говорили спикеры о том объеме денежной массы, что крутится "вокруг мигрантов", уплывая в руки ловких людей. Всякого рода посредников при оформлении документов. Или при сдаче жилья внаем. В пример приводили анекдотичные случаи: трехкомнатную квартиру, арендованную у собственника за 40 тысяч рублей, один россиянин сдал узбекам в "субаренду" за 75 (по 25 тысяч за комнату). А аварийные дома, подлежащие расселению? Еще недавно в них только по официальной статистике проживало порядка 7,5 тысячи мигрантов.
Надо сказать, что сегодня ситуация меняется. Жизнь мигрантов пытаются ввести в цивилизованные рамки. И "беспризорных" домов в городе стало меньше. И нечистоплотных посредников ловят за руку. Но следствием этого благотворного цивилизационного процесса становится отнюдь не тот результат, на который он был рассчитан. Не благодарность, а отток мигрантов.
Что же ждет нас в перспективе? Мнение экспертов совпадает в одном: такой наплыв беженцев, который сегодня переживает Западная Европа, нам не грозит.
И по тем причинам, что приведены выше. И потому, что наши мигранты - не беженцы, спасающиеся от войны, а люди, которые едут на заработки. Это - разные мотивы и, как следствие, совсем другой социально-психологический тип населения.
Кроме того, Европа манит мигрантов высокой социальной защищенностью. Мегаполисы России предложить такого не могут.
Тем не менее, как показывает недавнее исследование компании Superjob.ru, характер трудовой миграции в Северную столицу претерпевает качественные изменения, что неизбежно повлечет за собой изменения социальные.
В частности, полученные данные развеивают еще один распространенный миф, будто в Петербург едет преимущественно неквалифицированная рабочая сила, тогда как город заинтересован в квалифицированных специалистах. До недавнего времени все так и было (270 тысяч неквалифицированных мигрантов по сравнению с 1,7 тысячи зарубежных специалистов). Однако, по данным Superjob.ru, сегодня основной приток рабочей силы в Санкт-Петербург составляют выходцы из Центрального федерального округа (30 процентов). Из зарубежных стран - всего семь процентов.
При этом рабочие кадры в притоке мигрантов составляют всего 17 процентов, а вот прослойка руководителей - 28 процентов. 18 процентов трудовых мигрантов в Северную столицу составляют... выходцы из Москвы. Перенасыщение высококвалифицированными кадрами столичного рынка заставляет их "выплескиваться" за пределы Первопрестольной.
Эксперты, занимающиеся темой миграции, сходятся во мнении, что изменение характера "среднестатистического мигранта" поставит перед властями города новые проблемы, создаст новые вызовы.
Леонид Лимонов, профессор ВШЭ - Санкт-Петербург, директор АНО "Леонтьевский центр":
- Можно предположить, что в перспективе будут происходить две встречные тенденции: повышение зарплаты за неквалифицированный труд, подтягивание ее до прежних тысячи долларов и создание рынка дешевого жилья, такого, за который рабочие-мигранты будут способны платить из своих заработков. Возможно, отток малоквалифицированных зарубежных кадров компенсируют мигранты из других регионов нашей страны.
Алексей Чистяков, директор Санкт-Петербургского государственного автономного учреждения "Центр трудовых ресурсов":
- Нужда в малоквалифицированных трудовых ресурсах в Петербурге по-прежнему существует. Это касается сферы клининга, строительства, общественного питания и других. Например, чтобы мигранту из Средней Азии было выгодно приехать в Петербург на 11 месяцев, он должен получать здесь не менее 35 тысяч рублей в месяц. Еще год-два назад вполне довольствовался 20-25 тысячами. Эта нагрузка ложится, понятно, преимущественно на бизнес.
Мы регулярно осуществляем мероприятия по привлечению на работу в Санкт-Петербург россиян: проводим выездные ярмарки вакансий, открываем консультационные пункты... Но россияне неохотно занимают места каменщиков, бетонщиков, водителей. Их не устраивает не только оплата, но и содержание труда.
Поэтому мы продолжим работу консультационных центров в Таджикистане и Киргизии. Стараемся, чтобы максимальное количество необходимых процедур (получение сертификата на знание русского языка, медосмотр) мигрант мог пройти на своей родине.