02.03.2016 20:17
    Поделиться

    Пробывших год на МКС космонавтов проверят на готовность к Марсу

    После посадки на Землю космонавты попадут в жесткие условия... Марса
    Завершился уникальный космический полет на МКС: россиянин Михаил Корниенко и американец Скотт Келли отработали в невесомости почти год - 340 дней.

    На Землю они вернулись вместе с командиром корабля "Союз ТМА-18М" Сергеем Волковым, который провел на станции 182 дня. После приземления космонавты сразу попали в тиски ученых: "полевой тест" оценивает дееспособность космонавтов по элементарным вещам - способности сесть, встать, идти по прямой...

    - Мы часто видим, как после приземления космонавтов несут на руках, - говорит заместитель директора ИМБП РАН по научной работе Валерий Богомолов.

    - Но на том же Марсе кто это будет делать? Поэтому стоит задача - выяснить дееспособность экипажа после долгих месяцев космического путешествия, оценить возможности двигательной сферы, сенсорных систем для работы в скафандрах на другой планете. И что можно сделать, чтобы ее повысить.

    Результаты Корниенко и Келли особенно интересны для ученых. Зачем вообще был нужен столь длительный полет? Тем более что для России, в отличие от США, он далеко не первый.

    Кстати, некоторые космонавты, очень хорошо представляя всю сложность годового полета, предпочли отказаться от него. Миссия непростая. Сил надо много, восстанавливаться придется дольше, чем обычно. "Готов слетать два раза по полгода, но не один раз на год", - честно признался один из "небожителей" с большим звездным стажем.

    - Главное - это возможность в реальных условиях космоса, невесомости отработать элементы системы обеспечения будущих межпланетных полетов, - рассказал "РГ" директор ИМБП, член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук Олег Орлов. - Экипаж межпланетного корабля должен быть готов к любым нештатным ситуациям вплоть до проведения на борту хирургических операций. Сейчас это не нужно, ведь МКС летает на земной орбите под постоянным наблюдением и контролем. Другой пример: важно изучить, смогут ли космонавты работать на поверхности той или иной планеты после долгого полета.

    Выбор на Михаила Корниенко и Скотта Келли выпал не случайно: один опытный космонавт, другой не менее опытный астронавт. Четыре года назад Корниенко уже был на МКС, выходил в открытый космос. Келли прежде трижды работал на орбите. Короче, Михаил и Скотт составили достойный тандем. Но ведь у Келли есть брат-близнец Марк, тоже астронавт! И вот это, как говорится, супер. Марк был в качестве "контрольной группы" в эксперименте: ученым было интересно сравнить влияние космоса на похожие организмы.

    Экипаж годовой экспедиции выполнил большую научную программу, в том числе "зрительных" исследований. Она связана с тем, что у некоторых астронавтов на станции стали возникать нарушения остроты зрения. Вопрос серьезный, поэтому медики и космонавты занимаются им вплотную.

    От первого лица

    Юрий Лончаков, начальник ЦПК имени Ю.А. Гагарина, Герой России, летчик-космонавт:

    - Научная программа космической экспедиции не заканчивается с посадкой корабля на Землю. В первые дни после возвращения с космонавтами проводится множество исследований, играющих важную роль для будущих экспедиций. Некоторые эксперименты начинаются сразу же после посадки, а некоторые заканчиваются только через полтора года.

    Уже вчера Сергея Волкова и Михаила Корниенко доставили в Комплекс предстартовой подготовки и послеполетной реабилитации ЦПК. Теперь несколько недель за их состоянием здоровья будут внимательно наблюдать врачи. Сегодня состоится первый этап научного экспериментального исследования "Созвездие": он оценивает возможности выполнения космонавтом после длительного орбитального полета сложной операторской деятельности. Это очень важно. Для реализации перспективных задач, связанных с полетами к Луне, Марсу и другим планетам, нам необходимо безошибочно прогнозировать, как космонавт сможет работать в условиях тяготения этих планет после длительного воздействия невесомости.

    Эксперимент "Созвездие" рассчитан на несколько дней. Для начала Сергей и Михаил на центрифуге будут отрабатывать ручной управляемый спуск с орбиты на поверхность "другой планеты" в двух режимах: динамическом (при вращении центрифуги при заданной перегрузке) и статическом.

    Второй этап эксперимента выполняется на четвертый день после посадки экипажа на уникальном тренажере "Выход-2", а также на виртуальной модели ровера. Тренажер имеет активную силокомпенсирующую систему обезвешивания. Космонавты должны отработать внекорабельную деятельность в скафандрах при моделируемой силе тяжести на поверхности Марса - 0,38 от силы тяжести на поверхности Земли.

    Справка "РГ"

    У кого еще были такие длительные космические полеты?

    Владимир Титов и Муса Манаров - 365 суток

    Сергей Авдеев - 380 суток

    Валерий Поляков - 438 суток

    Поделиться