Популярное

Наталья Крачковская: одно из самых ярких лиц советского киноэкрана

В фокусе 03.03.2016, 14:31
Утром 3 марта в Москве на 78-м году жизни скончалась заслуженная артистка России Наталья Леонидовна Крачковская. 28 февраля она была госпитализирована в реанимацию 1-й Градской больницы из-за болей в сердце - с острым инфарктом миокарда. Оказалось, ее состояние врачи оценивали как крайне тяжелое, и вскоре Натальи Леонидовны не стало.

Затасканное выражение "уходит эпоха" тут как нельзя кстати: Крачковская - одно из самых узнаваемых лиц советских киноэкранов, исполнительница десятков второстепенных- как правило, эпизодических - но ярчайших, характерных ролей (даму таких грандиозных конституций было сложно не заметить в любом случае).

Наталья Леонидовна снялась примерно в сотне картин, из которых дюжины две легко назовет даже не самый искушенный в киномании зритель: "Женитьба Бальзаминова", "Покровские ворота", "Иван Васильевич", "12 стульев", "Эта веселая планета", "Два капитана", "На Дерибасовский хорошая погода" - золото, покрытое золотом. Помните "кооперативную комедию" Георгия Овчаренко "Говорящая обезьяна"? Джигарханян, Золотухин, Догилева, Новиков, Цуладзе, Грамматиков… и Крачковская, заходящая в кадр на минутку - чтобы натурально купить крокодила; "Место встречи изменить нельзя": гаргантюаобразная женщина-вамп Крачковская, затейник и куплетист, приплясывает в кинотеатре ("Мы оба были, я - у аптеки…"); Кончита в "Человеке с бульвара Капуцинов", нянька в "После дождичка в четверг", Луша в "Царевиче Проше", Генриетта в "Нейлоне 100%"…

Наталья Крачковская (Белогорцева) родилась 24 ноября 1938 года в Москве. Мать - актриса Московского Театра имени Пушкина Мария Зотовна Фонина. Отец - майор Леонид Белогорцев - после Великой Отечественной остался в Германии, служил в комендатуре Веймара. 1 ноября 1945-го его убили нацисты (хотя есть и вторая версия: погиб в автокатастрофе). Колоритный дед - казак, служивший в личной охране Николая II.

По отзывам, в детстве Наталья была крайне шаловливым ребенком, а поскольку семья всегда жила при театре, девочка с младых, как говорится, ногтей не мыслила себя вне актерской профессии. Мать хотела, чтобы дочь стала архивистом. Поэтому, послушав ее, после окончания школы Наталья сдавала экзамены в историко-архивный институт, но параллельно и во ВГИК, в мастерскую актера, лауреата Сталинской премии Владимира Белокурова (Чичиков в "Мертвых душах" варианта 1960-го года). Поступила. Начала обучение. Но тут ЧП - попала под машину, потеряла зрение. К счастью - на время, но врачи учиться запретили строго-настрого. Правда, на этот раз барышня уже не слушала никого и начала сниматься на "Мосфильме" в массовках, далее - в эпизодах. Дебют - 1955 год, "Повесть об агрономе". Вторая роль - безымянная сварщица в фильме "Все начинается с дороги" Досталя (1959, одна из самых ранних ролей Александра Демьяненко - там же).

К слову, в массовке актрису и заметил Григорий Александров, пригласив в свой спорный, раскритикованный "Русский сувенир" (1960). Причем, по легенде, на съемках к Наталье подошла Любовь Орлова, присмотрелась, и сказала: "никогда не пытайтесь себя переделать".

Первая действительно заметная роль - Верунька в фильме Владимира Басова "Битва в пути" (1961), с Ульяновым и Фатеевой.

Но одними эпизодами сыт не сделаешься: с 1961 по 1967-й Крачковская работает лаборанткой в институте металлургии СССР; в 1967-1970 годах - на кафедре геологии МГУ.

В 1962 году на картине "Половодье" (очередной эпизод) Наталья познакомилась с будущим мужем - звукооператором Владимиром Крачковским, который был на пятнадцать лет ее старше. Сразу после съемок сыграли свадьбу. В 1963 году родился сын Василий.

Благодаря мужу Наталья Леонидовна познакомилась с Гайдаем, который, совершенно (на свой лад) очарованный открывшимся зрелищем, пригласил непрофессиональную актрису сыграть роковую мадам Грицацуеву в "Двенадцати стульях" (1971), что для Крачковской и стало началом форменного триумфа. Актриса и режиссер сразу "спелись", и после Наталья снималась у Леонида Иовича неоднократно: "Иван Васильевич меняет профессию" - это понятно, "Не может быть!", "Частный детектив или Операция "Кооперация".

С 1974 года Наталья - актриса Ивановской областной филармонии, а в 1975-1977 - Москонцерта.

Восьмидесятые - самые счастливые и плодотворные в ее карьере. Гастроли, съемки ("Будьте моим мужем", "Берегите мужчин!", "Покровские ворота", "Там, на неведомых дорожках…", "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Благородный разбойник Владимир Дубровский"), но летом 1988-м неожиданно умирает муж (сын академика Василия Крачковского, профессора МИИТ, арестованного и расстрелянного в 1938 году). Актриса надолго впадает в депрессию, становится затворницей. Спас ее, по сути, Михаил Кокшенов, уговорив сняться у Шиловского в "Аферистах". В итоге "лихие", тяжкие девяностые, когда и кинематограф, вместе со всеми, переживал кризис, для  Крачковской, наоборот, стали периодом плодотворной работы. Ролей в это время у нее было почти четверть сотни. Были и антрепризные спектакли ("Безумства любви", "Моя бабушка моложе меня", "Невеста банкира").

С именем Натальи Леонидовны связаны были и малоприятные, малопонятные, скандальные и странные истории. И, пожалуй, более, чем хотелось бы, откровенные интервью. Но мы их из уважения пропустим. И оставим для себя память об этой замечательной актрисе светлой.

Другие материалы по темам

Читайте также