03.03.2016 00:20
    Поделиться

    Корреспондент "РГ" узнал секрет долголетия 103-летней москвички

    700 москвичей преодолели вековой рубеж, еще 357 тысяч - старше 80 лет
    Татьяне Степановне Челышевой, урожденной Рябинкиной, 103 года. Она родилась при Николае II, помнит коллективизацию и первую бомбардировку немцами Нижнего Новгорода (тогда - город Горький). Таких долгожителей в Москве - не единицы. Только тех, кому больше 100 лет, - свыше 700, а старше 80 лет- 357 тысяч. Вот тебе и мегаполис, и плохая экология, в чем нередко упрекают столицу. В чем же все-таки секрет долголетия москвичей? Этим вопросом задался корреспондент "РГ", напросившись в гости к Челышевой.

    На память о родителях

    Живет Татьяна Степановна в просторной квартире на Воронцовской улице с дочерью Ириной - ей тоже уже 71 год. В большой комнате на почетном месте у них стоит сервант. За его стеклом - чайный сервиз с российским триколором и простая белая фаянсовая тарелка. Сервиз - подарок президента России Владимира Путина к столетию Татьяны Степановны. Белая истертая тарелка, на которой давно не видно клейма завода, это все, что осталось Татьяне Степановне на память от родителей, крестьян из Владимирской губернии, Степана и Онисьи Рябинкиных.

    - Я родилась в селе Никологоры 30 декабря 1912 года, - вспоминает хозяйка. - У родителей был свой дом, корова, лошадь, козы, два десятка кур. Детей - восемь, три старших брата, которые вместе с отцом работали в поле, и пятеро сестер. В поле мужчины выходили еще затемно - в три утра. Помню, как мама собирает узелок. Кладет краюху черного хлеба, горшок с кашей и бутылку молока, и я несу им обед. Мне всего шесть лет было.

    В 1918-м пришел с войны отец. Я стою около дома и вижу, как по улице идет военный - в сапогах и серой шинели. Это был отец, но ни я его, ни он меня ни разу не видели - он ушел на фронт в 1914-м году, мне и двух лет еще не было. Но он, видимо, что-то почувствовал. Посмотрел на меня и как побежит... поскользнулся, упал, смеется! Схватил в охапку, а я - испугалась...

    Школа

    - В Никологорах я пошла в школу-четырехлетку. В классе было 18 учеников. Мы изучали русский язык, математику и историю. Потом другая школа, уже восьмилетка, с производственным уклоном в Вязниках - городе в 18 верстах от деревни. Там с двумя другими девочками мы снимали даже не комнату, а угол. Матери давали нам по 2 рубля на неделю. Скидываясь, мы могли купить кусочек мяса, чтобы суп сварить. Готовила нам хозяйка - у нее русская печь была. Ждали, конечно, каникул, чтобы домой поехать. Ну как поехать? Все 18 верст шли пешком.

    В 1930-м я окончила восьмилетку, получила диплом по специальности "счетный работник". Искать работу отправилась в Нижний Новгород. На бирже труда дали направление в контору "Лесосплава", где устроилась счетоводом. Исходя из количества трудодней я высчитывала зарплату работникам. В обед спешила в буфет, чтобы горбушка досталась. Ее хватало и на обед, и на ужин. Хлеб запивали чаем с сахарином.

    "Лесосплав" послал меня на курсы бухгалтеров, так я получила среднее специальное образование. Преподавала на курсах ликбеза. Перешла в райком лесосплавных организаций, где мне платили 75 рублей. Большие деньги! Маленькая французская булочка всего 7 копеек стоила.

    Несправедливо раскулаченные

    - В 1930-м году моих родителей раскулачили. Это все Сталин, и он, конечно, большую глупость сделал. У нас в деревне только середняки были. За что их было выселять? Дети позже спрашивали меня: "Мама, что тебе осталось от родителей на память?" Белая тарелка и крест. Вот и все наследство. Кто раскулачивать приходил? Да не поймешь кто! Ни читать, ни писать не умели. Как им все это могли доверить? Для меня это самое плохое и страшное время было. Молодая девчонка, в незнакомом городе, я тогда только в Нижний Новгород приехала... И родителей нет, пропали.

    Потом узнала, что сослали их в Магнитогорск - надо было строить металлургический комбинат. Маме с папой дали угол в бараке, и они работали на стройке. Но вскоре отец умер от инсульта. А мама долго жила - до 76 лет, и умерла в 1953-м. Но на родину ей так и не дали вернуться - ссыльная была.

    Красное свадебное платье

    - Вышла замуж я в 1935 году за Бориса Челышева. Он тогда студентом радиотехнического техникума был. Сейчас быстро замуж выскакивают, а мы два года ходили, как два дурака, держась за руки. На свадьбе было 19 человек. Соседи по квартире преподнесли огромную фаршированную щуку. Муж в светлом костюме, у меня - красное платье! После свадьбы жить мы стали у мужа. У него была огромная комната - аж 17 квадратных метров! Вместе мы прожили 65 лет - до его смерти. Никогда не ссорились. Бывало, подуемся друг на друга, да и помиримся.

    Бомбардировка Горького

    - В 1937-м у нас родился сын Леонид. Муж перед войной стал директором радиотехнического техникума. Жить да жить, но пришла война. Бориса в армию не призвали - он получил бронь как специалист с ценной для страны профессией. Но беда все равно постучалась к нам в дом. 4 ноября немцы совершили первый авианалет на Горький. Самолет с черными крестами пролетел над нами и повернул в сторону заводов. Мы спрятались в противовоздушную щель рядом с домом - это такая траншея, накрытая сверху досками и присыпанная землей. Через какое-то время посыпались бомбы, но где-то далеко. Немцы знали, что бомбить. Они попали в завод радиоаппаратуры в момент пересменки, и погибло очень много людей. Погиб и брат мужа Валентин - цех, где он работал начальником, почти полностью разрушили. Разбор развалин длился месяц. Муж каждый день ходил в морг на опознание, где складывали извлеченные из-под обломков замороженные тела. Брата опознал 20 ноября по костюму.

    В 1944-м погиб на фронте мой любимый брат Аркадий. Перед смертью он написал: "Танечка, мы заняли немецкий блиндаж. Нашел бумагу, они документы здесь сжигали, и пишу тебе письмо. Мы с утра идем в бой, если выйду из боя, то я тебе напишу". Не написал. Погиб под Смоленском... Но и радость тоже была. В то же время у меня родилась дочь Ирина. Она теперь мой ангел-хранитель.

    Ленинская премия

    - В 1948 году семья перебралась в Москву. Борис получил работу, о которой мне ничего не рассказывал. Но пропадал сутками, уезжал испытывать новые приборы на полигоны. Я не роптала. Писала письма на адрес: "НИИ п/я 3715".

    В 1957 году Борису дали Ленинскую премию. Диплом и золотую медаль вручил президент Академии наук СССР академик Александр Несмеянов. Потом я узнала, что мой муж разрабатывал радиолокационные приборы и оборудование для поддерживания радиосвязи космических аппаратов с землей. Их почтовый ящик потом узнала вся страна под именем Всероссийского научно-исследовательского института радиотехники. Вот тогда у меня были лучшие годы. Дети выросли, нам дали квартиру, и муж смог уделять время семье.

    Секрет долголетия

    - Сейчас у меня двое взрослых детей. Сын Леонид пошел по стопам отца и стал инженером-радиотехником. Дочь Ирина работает замдиректора детской музыкальной школы им. Глазунова. Есть трое внуков и трое правнуков. Когда праздновали мой юбилей, все спрашивали про секрет долголетия. Но какой секрет? Не знаю я его. Могу сказать, что старой я себя никогда не считала и не считаю - я пожилая! Всегда была заводилой, любила, чтобы вокруг все радовались. Всегда была центром компании. Диеты? О чем вы? Люблю и соленое, и жирное, и сладкое... И до сих пор все это ем. Кто дает долголетие? Не знаю...Говорят, что, когда человек рождается, на небе бог зажигает звезду. Моя звезда горит...

    Стойкость

    В сентябре Татьяна Степановна упала и порвала связки на ногах. Первое время было тяжко - два месяца встать не могла. Но она не сдалась, и к Новому году здоровье начало восстанавливаться. Сейчас уверенно передвигается по квартире с ходунками, к лету обещает начать ходить самостоятельно. Лежать некогда, надо ехать на дачу собирать ягоды и яблоки. Урожаи в саду у Челышевых обычно отменные.

    Кстати

    Правительство Москвы старается поддерживать старшее поколение. С 1 марта 2016 года минимальная пенсия неработающего пенсионера в столице повышена до 14 500 рублей. В конце 2015 года были увеличены выплаты семейным парам, отпраздновавшим круглые даты. В частности, к 50-летию супружеской жизни выплачивают теперь по 10 тыс. руб. Сейчас в столице идет сбор подписей за то, чтобы принять городской закон, по которому все горожане старше 70 лет платили бы 50% за капремонт жилья, а те, кому за 80, вообще были бы освобождены от этого взноса.

    Поделиться