Новости

03.03.2016 10:20
Рубрика: Экономика

Себе дороже

Почему автопредприятия отказываются от компенсации за перевозку льготников
Пока многие маршрутки вынуждены возить льготников бесплатно. Фото: Илья Изотов/РГ
Пока многие маршрутки вынуждены возить льготников бесплатно. Фото:
Более 50 миллионов рублей дотаций из республиканского бюджета на перевозку льготных категорий пассажиров не востребованы симферопольскими перевозчиками в 2015 году. Хотя после остановки троллейбусов из-за блэкаута перевозили льготников - а это ни много ни мало 28 категорий - именно маршрутки. Почему же автотранспортные предприятия возят льготников за свой счет, не претендуя на компенсацию, разбиралась корреспондент "РГ".

По информации мэрии Симферополя, из 30 действующих перевозчиков договоры о возмещении затрат на обслуживание льготников заключили только 20. В результате в 2015 году в бюджет было возвращено около 50 миллионов рублей, предназначавшихся городским перевозчикам. Ежемесячно на эти цели выделяется порядка трех миллионов рублей. У чиновников такая ситуация вызывает недоумение, ведь автотранспортные предприятия могли бы потратить деньги на содержание автобусов и увеличение фонда оплаты труда. К тому же представители отрасли продолжают утверждать, что стоимость проезда 12 рублей - экономически необоснованная и не покрывает даже половину их затрат.

- Сетования предпринимателей на низкие тарифы неуместны, и я призываю перевозчиков в максимально сжатые сроки заключить соответствующие договоры, - говорит заместитель главы горадминистрации Юрий Тур.

Аналогичная ситуация и в других городах республики. Например, в Ялте перевозчики тоже не хотят бюджетных денег. А из семи АТП договоры о возмещении затрат заключили только четыре.

Как оказалось, причин такой "благотворительности" несколько. Первая - отсутствие у транспортников полного пакета разрешительных документов. У многих из них истек срок действия договоров об обслуживании пассажиров, заключенных с администрациями городов еще при Украине. А новые конкурсы по распределению маршрутов по законодательству РФ еще не проводились: не готова законодательная база, разрабатывают которую местные парламентарии и министерство транспорта РК.

- Компенсация за провоз льготников - это бюджетные деньги. И если у перевозчика закончился срок действия украинского договора, а новый с горадминистрацией он заключить пока не может, значит, получить возмещение не удастся, - поясняет автоперевозчик Александр. - Мы не можем объяснить управлению труда и соцзащиты, на каком основании осуществляем деятельность, и ведомство просто отказывает нам.

Поэтому большинство маршруток вынуждены бесплатно возить льготников, чтобы лишний раз не привлекать к себе внимание проверяющих органов. А некоторые решили вовсе приостановить работу до прояснения ситуации с конкурсами.

- С 1 января 2016 года мои автобусы стоят на приколе в гараже из-за больших убытков, - рассказал "РГ" один из владельцев симферопольского АТП. - Я не смог получить компенсацию за провоз льготников с января по октябрь 2015 года. Еще одна причина - экономически необоснованный тариф на перевозку. А затраты постоянно растут из-за подорожания бензина, дизтоплива, запчастей. В итоге убыток предприятия за прошлый год составил около двух миллионов рублей.

Еще одна проблема - отток местных водителей в Краснодарский край и Ростовскую область, где более высокая заработная плата.

Минтранс РК подготовил проект республиканского закона об организации регулярных автомобильных перевозок автобусным и городским электрическим транспортом. Уже проведены предварительные обсуждения проекта закона с профильными ассоциациями и комитетом Госсовета Крыма. После того как парламентарии утвердят закон, в течение месяца будут изданы нормативные документы и подзаконные акты Совета министров - типовая конкурсная документация, порядок проведения конкурсов. Чиновники надеются, что уже в апреле будут проведены конкурсы на распределение маршрутов. Сами автоперевозчики считают, что это произойдет не раньше лета.

Помимо этого, автотранспортники уверены: вносить изменения надо и в постановление Совета министров РК N575 "О порядке предоставления отдельным категориям граждан РК мер социальной поддержки на льготный проезд". В нем прописан алгоритм возмещения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям недополученных доходов в связи с перевозкой льготников. В основе - сложная формула, учитывающая выручку, а также соотношение платных и "бесплатных" пассажиров. Но не все перевозчики хотят показывать свою прибыль, да и определить реальное число "бесплатных" пассажиров тоже невозможно.

По мнению чиновников и автоперевозчиков, выходом из сложившийся ситуации могла бы стать монетизация проезда, уже произошедшая на материковой части РФ. Вместо права на бесплатный проезд льготники получают на руки наличные и рассчитываются, как все пассажиры. Но Крым пока не готов к таким экспериментам. В минсоцзащиты РК, изучив опыт других субъектов РФ, пришли к выводу, что сначала надо подсчитать количество льготников, перевозимых в маршрутках и троллейбусах, а уже потом разработать механизм монетизации проезда.

Последние новости