03.03.2016 00:22
    Поделиться

    Семь малоизвестных фактов о Гараже особого назначения

    Завтра в Москве открывается выставка, главной изюминкой которой станет коллекция автомобилей первых лиц государства.

    Как подчеркивают устроители, в жизни обыватель может встретить на дороге президентский кортеж. Теоретически. Но за несколько мгновений даже селфи сделать не каждому удается.

    А на этот раз кортеж заедет в выставочный центр "Сокольники" и замрет неподвижно аж на пять дней - с 4 по 8 марта. К сверкающему лаком президентскому "пульману", автомобилям и мотоциклам сопровождения можно подойти на расстояние вытянутой руки. Никаких ограничений на съемку.

    И это отнюдь не списанные со службы машины. После выставки лимузины и сверхмощные байки вернутся к исполнению обязанностей: будут перевозить и сопровождать первых лиц государства.

    Есть два повода для небывало широкой экспозиции Гаража особого назначения и мотоциклетного Почетного эскорта. В этом году ГОН празднует 95-летие, а эскорт - 60-летие.

    Но если копнуть глубже, их история уходит в начало прошлого века, когда наш последний император наконец признал преимущество лошадиных сил под капотом перед обычными скакунами.

    Фаэтон для императора

    Любимый автомобиль Николая II - семиместный "Делонэ-Бельвиль" образца 1912 года. 110 лет назад еще не был изобретен электрический стартер. Заводить императорский лимузин "от ручки" или уж тем более толкать его - неприемлемо по соображениям дворцового этикета. Инженеры нашли оригинальное решение. Двигатель запускался сжатым воздухом из баллона, куда его нагнетали компрессором. Таким образом, лимузин царя самостоятельно проезжал до несколько сот метров без запуска двигателя. И трогание с места было для пассажира плавным и комфортным.

    В столице император Николай II пользовался машиной с закрытым кузовом, а в Крыму ему служил аналогичный автомобиль с открытым кузовом и с тентом над пассажирским салоном.

    Под хруст французской булки

    В собственном Его Величества гараже трудились мыльщики, монтировщики, токари, а также молотобоец, маляр и столяр. Каждый проходил проверку на предмет политической и нравственной благонадежности. К 1910 году в императорском гараже насчитывалось 50 сотрудников. Главный специалист, конечно, "шоффер". Тогда это слово писали с двумя "фф", от французского chauffeur - в буквальном переводе "истопник" или "кочегар". Ведь первые автомобили использовали паровые двигатели на угле и дровах.

    Шофферов ценили. Оклад старшего составлял 2,4 тыс. рублей в год, остальные в зависимости от разряда получали от 720 до 1,2 тыс. Для сравнения: в Петербурге в те годы средняя зарплата в промышленности составляла 450 руб. в год. Оклад учителя наук и языков с высшим образованием и стажем до пяти лет - 900 руб.

    За один рубль тогда можно было купить гуся и кило осетрины. Стакан чаю в трактире стоил 5 коп., ведро отборных помидоров - 8 коп., бутылка пива высшего качества - 12 коп. Французская булка (кстати, весила она 1,5 кг!) - 8 коп. Сапоги - 4-10 руб.

    Впрочем, на сапоги императорским "шофферам" тратиться не было нужды, их одевали и обували за казенный счет.

    Ленин под колесами

    В жизни вождя мирового пролетариата авто играли и счастливую, и трагическую роль.

    Ленин передвигался на роскошном французском Turcat-Mery, который сначала принадлежал великой княжне Татьяне (дочь Николая II, расстреляна в 1918 году). А позже - знаменитому террористу, авантюристу и писателю Борису Савинкову.

    Turcat-Mery - читается как "Тюрка-Мери" с ударением на последние слоги - личный водитель Ленина Степан Гиль как-то беспечно оставил у главного подъезда Смольного. Машина испарилась. "Среди белого дня, на глазах у охраны!" - сокрушался Гиль в мемуарах. Расстроился и сам Владимир Ильич, приказав Гилю: "Ищите где хотите. Пока не найдете, со мной будет ездить другой". Чекисты лимузин нашли, Гиль вышел из опалы. Оказалось, машину угнали пожарные Смольного для продажи в Финляндию. Суровые нравы революции.

    На другом лимузине из гаража Романовых Delaunay-Belleville 45 Ленин пережил покушение: нападавшие пулями изрешетили кузов.

    А из Renault 40CV (еще одна машина из императорского гаража) в январе 1919-го налетчики Ильича высадили, ограбили и уехали.

    А впервые Ильич познакомился с дорогим лимузином еще до революции. В 1910 году Ленин на велосипеде попал под колеса роскошного Rolls-Royce Silver Ghost. Дело было под Парижем, будущий вождь возвращался с авиашоу. Перед столкновением ловко спрыгнул с велика, почти не пострадав. В письме к сестре Маняше (М.И. Ульяновой) писал: "Автомобиль раздавил мой велосипед. Я узнал владельца автомобиля (виконт, черт его дери) и теперь сужусь с ним".

    Ильич добился компенсации. И... купил себе новый велосипед.

    Интересно, что, возглавив страну, Ильич пользовался в том числе и Rolls-Royce, причем моделью, под которой едва не погиб, - тот самый Silver Ghost ("Серебряный призрак"). Сначала катался на кабриолете из автопарка Михаила Романова (младший брат Николая II). Позже в Великобритании закупили большую партию Rolls-Royce. На одном из них Ленина возили до самой смерти.

    От друга Рузвельта

    Сталин ценил американские "Паккарды". Полюбил эту марку еще во время Гражданской войны.

    Потом у него были "Роллс-ройсы", "Линкольны" и "Кадиллаки". Но самая любимая: "Паккард Твелв" - подарок президента США Рузвельта.

    Творчески переосмыслив "Паккард" (а заодно и "Бьюик"), наши инженеры построили в 1936 году советский лимузин "ЗиС-101".

    Царь-авто

    Легендарный "ЗиС-110" спроектировали за короткий срок - 20 сентября 1944 года утвержден образец машины, а через 10 месяцев началась сборка первой партии.

    Внешне он напоминает "Паккард-180", но в конструкции много оригинальных решений. Можно было разработать современный дизайн "ЗиС-110", уйдя от устаревающего облика американца. Но на заводе знали об особом отношении Сталина к "Паккардам".

    Такое было время. Пример, передающий дух эпохи. Летом 1945-го Сталин вызвал Туполева и приказал создать копию американского бомбардировщика В-29. Туполев попробовал возражать: он уже делает более совершенный самолет. На что услышал: "Не надо лучше. Сделайте точно такой".

    Так и получился Ту-4: привлекли 900 заводов и НИИ, один к одному скопировали 105 тысяч деталей, узлов и механизмов, из которых состоял В-29. На контрольном взвешивании выяснилось, что разница в весе между В-29 и Ту-4 меньше одного процента - фантастический результат. Наши ВВС в итоге получили очень неплохой, но уже морально устаревший бомбардировщик. Возразить Сталину так никто и не рискнул.

    Что уж тогда говорить про дизайн "ЗиС-110" от "Паккарда". Нравился вождю - и точка.

    В булочную на такси

    Будучи лимузином по праву рождения, "ЗиС (ЗиЛ)-110" служил и простому народу: в качестве городских и междугородних такси. В 1958 году в Москве работало 86 такси "ЗиС-110". Были даже такси-кабриолеты - "ЗиС-110Б", их можно увидеть в фильмах "Верные друзья" (1954) и "Удивительное воскресенье" (1957).

    Люди старшего поколения могут помнить машины "скорой помощи" - "ЗиС-110А".

    Никита Хрущев, случалось, передавал правительственные лимузины трудящимся. Mercedes-Benz 300 SL презентовал Ленинградскому НИИ топливной аппаратуры, Rolls-Royce - дому-интернату пожилых большевиков.

    Кстати, "ЗиС-110" наряду с "ГАЗ-12 ЗИМ" были первыми советскими автомобилями с указателями поворотов.

    Канистра для патриарха

    110 лет назад, когда формировался императорский гараж, бензин и керосин закупали у фирмы "Братья Нобель". Правда, производили его в России: у "Нобеля" была концессия на Каспии. Эммануил Нобель даже получил российское подданство.

    После революции Нобель укатил в Швецию. С бензином стало худо. Так, один из закупленных в 1920 году правительственных "Роллс-ройсов" пришлось даже везти на ремонт в Англию. Из-за негодного топлива у машины закоксовался двигатель.

    Когда начали производство "ЗиС-110", то пришлось налаживать выпуск нового бензина - А-74. А ведь еще наши отцы помнят времена, когда верхом высооктановости считался А-66.

    Исторический факт: после войны Сталин на Пасху подарил Патриарху Алексию Первому "ЗиС-110". В очень необычном по тогдашним меркам цвете - зеленом. Но Сталин неплохо знал православные каноны, зеленый - это патриарший цвет.

    "ЗиС-110" был нечто большим, чем просто даром вождя. Тогда лимузин был знаком высшей власти.

    Только вот в то время в свободной продаже 74-го бензина не было. По особому постановлению правительства Патриарху на месяц выделяли 20 литров бензина. Этого хватало в лучшем случае на 70 км ("ЗиС-110" расходовал от 25 до 27 литров на 100 км). Так что Патриарх использовал машину-символ только по особым случаям.

    Хозяйственники РПЦ скорее всего просто не знали, что 74-й бензин можно было заменить менее дефицитным авиационным Б-70. С небольшой (до 5 л.с.) потерей в мощности двигателя.

    Сегодня авто Патриарха можно увидеть в Ломаковском музее старинных автомобилей в Москве.

    От первого лица

    Сергей Девятов, официальный представитель Федеральной службы охраны России:

    Сергей Викторович, как молодому человеку попасть служить в Гараж особого назначения?

    Сергей Девятов: Целенаправленно поступить на службу в ГОН нельзя. Люди приходят на службу к нам, в ФСО, и сначала работают в транспортном управлении. Конечно, после строгого отбора. Проходят комплекс медицинских и прочих исследований. Подчеркну: за руль они сядут после мощнейшей профессиональной подготовки.

    Но даже после этого человек не сразу будет задействован в мероприятиях, которые обеспечивают первых лиц государства. Проверка будет продолжаться все время службы, это очень длительный и сложный процесс. И - под постоянным контролем: по профессиональным, по медицинским, по психофизическим показателям.

    Также будущий водитель ГОН должен сдать сложные экзамены: как на безупречное вождение автомобилем, так и на вождение в экстремальных и непредсказуемых условиях.

    В общем, прежде чем руководство поймет, что он готов, пройдет немало лет.

    И сколько же?

    Сергей Девятов: Может, 7, может, 10, может, и 12 лет. То есть молодой человек водителем руководителей государства стать никак не может.

    Водители первых лиц прапорщики или офицеры?

    Сергей Девятов: Офицеры. Но офицерами становятся не сразу.

    Они вооружены, проходят огневую подготовку?

    Сергей Девятов: Каждый водитель вооружен, проходит необходимую подготовку. Умеет стрелять из движущейся машины, когда находится за рулем. И приобретает прочие необходимые навыки.

    А еще наши водители не имеют права попадать в ДТП. Это не значит, что никто и никогда из них в аварию не попадал. Но есть такая установка, их на это настраивают. А если попал, то - накажут. Даже если не виноват. Водитель ГОНа должен не только блестяще водить машину, но и прогнозировать угрозу. Повторю, готовят их очень и очень хорошо. Нагрузки высокие, даже за время одной тренировки на тренажере человек может потерять 2-3 кг.

    Тяжело в учениях, зато легко в бою.

    Сергей Девятов: Я бы так не сказал. На наших дорогах можно с потом скинуть и больше.

    Поделиться