03.03.2016 00:05
    Поделиться

    Валентина Матвиенко: Дети в России плохо защищены от жестокого обращения

    Рубрику ведет Валентина Матвиенко
    Все дети имеют право на счастливое детство, обязанность взрослых данное право обеспечить. Это общеизвестная истина, которую, казалось бы, сложно оспорить. Но так бывает не всегда.

    На Болотной площади в Москве находится композиция выдающегося российского скульптура Михаила Шемякина "Дети - жертвы пороков взрослых". Среди образующих ее фигур есть символ Садизма - в данном случае унижения и мучения детей взрослыми. С сожалением приходится признать, что для нашей страны это не аллегория некой абстрактной опасности, а отражение реальности нашей сегодняшней жизни.

    Начну с всколыхнувшей российское общество темы коллекторских агентств, противоправной деятельности их сотрудников. Она направлена не только против взрослых - должников банков, микрофинансовых организаций, но и против детей. Кто-то сжигал детские коляски, другой обещал сжечь ребенка, третий грозился взорвать школу, четвертый - изъять детей из семьи. Пятый метнул зажигательную смесь в окно дома, ожоги получили взрослый и двухлетний мальчик. Недавно коллекторы заблокировали в квартире ребенка. Не говорю уже о морально-психологическом терроре в отношении должников. Понятно, что его жертвами становятся не только взрослые, но и дети. Что это как не садизм по отношению к детям?

    Шантаж, угрозы в адрес детей - одна из граней очень серьезной проблемы, а именно - жестокого обращения с несовершеннолетними. Оно является противоправным как с точки зрения международных актов, защищающих интересы и права ребенка, так и с точки зрения российского законодательства. Государство, общество предпринимают шаги по противодействию насилия над детьми, где бы оно ни происходило - на улице, в семьях, детских учреждениях. Однако приходится признать, что ситуация в этой сфере в нашей стране, мягко говоря, непростая.

    Об этом говорят цифры. По данным МВД России, в 2009 году число детей, признанных потерпевшими, составило 105,8 тысячи, в 2014-м - 95,4 тысячи. За пять лет снижение на 10 тысяч. Вроде бы тенденция позитивная - уменьшение количества преступлений. Однако снижение идет крайне медленно, общее число преступлений остается большим.

    Тревожит и то, что 15 тысяч из общего числа преступлений против детей в 2014 году - тяжкие и особо тяжкие преступления. Более того, количество таких преступлений в последние годы даже растет. Так, если в 2009 году были убиты 1,6 тысячи несовершеннолетних, то в 2014 году этот показатель составил уже 2,5 тысячи человек. Это значит, что в нашей стране в среднем каждый день от насильственной смерти гибнут 8 детей и подростков.

    Вывод только один: наши усилия по защите детей от жестокого обращения недостаточны. А если называть вещи своим именами, то они защищены от этого просто плохо. Эта проблема в нашей стране по-прежнему далека от решения. Над этим предстоит еще работать и работать.

    Эксперты говорят о нескольких факторах, которые, по их мнению, способствуют усугублению проблемы. В частности, нельзя не согласиться со специалистами в том, что немалую роль в распространенности жестокого обращения с детьми играют экономические, социальные трудности, с которыми сталкиваются многие российские семьи. В самом деле, необходимость каждодневной борьбы за выживание не способствует формированию в семье атмосферы спокойствия, доброты, зато рождает и поддерживает стрессы, провоцирует неадекватные эмоции и поведение взрослых.

    И все же я не считаю социально-экономические факторы главными, определяющими в плане отношения к детям. В конце концов, история России знает периоды немалых лишений, общественных потрясений, кровопролитных войн. Но далеко не всегда это сопровождалось ожесточением людей. Скорее, наоборот, в дни испытаний люди становились внимательнее, добрее, заботливее друг к другу, к детям в особенности. О них заботились, их спасали, им отдавали последнее. Это неоспоримый факт. При всем том, что страна проходит сейчас непростой этап, сегодня и близко нет того, что пришлось пережить нашим родителям, дедам, прадедам.

    Считаю, что жестокое обращение с детьми, масштабы, которые приняло это явление в нашей стране, есть в первую очередь следствие культурных, духовно-нравственных изменений, происходящих в обществе. Изменений разнонаправленных, в том числе и таких, которые я лично оцениваю как негативные, рождающие жестокость в обращении с детьми.

    На первое место здесь я ставлю ослабление института семьи. Возьмем такой значимый показатель, как динамика браков и разводов. По информации Федеральной службы государственной статистики, в 1950 году в России на тысячу человек приходилось 12 браков и 0,5 развода. В 2014 году - 8,4 и 4,7, соответственно.

    Вывод очевиден: налицо устойчивая, притом нарастающая тенденция увеличения числа разводов и снижения количества зарегистрированных браков. Я далека от мысли видеть в приведенной статистике проявление серьезного кризиса семьи.

    Скорее, речь идет о трудном, подчас болезненном процессе ее адаптации к новым социальным, политическим, экономическим, духовным, культурным реалиям. При этом запрос на семью, детей из жизни людей никуда не делся. Пока живо человечество, будет жива и семья, поскольку это та самая социальная клеточка, вне которой формирование гармонично развитой, физически, интеллектуально, нравственно здоровой личности просто невозможно.

    Вот почему, по моему глубокому убеждению, результаты семейной политики государства сегодня должны в очень большой степени оцениваться с точки зрения того, что она дает детям. В том числе и в плане обеспечения их безопасности - и дома, и вне.

    Совет Федерации, Координационный совет при президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей уделяет первостепенное внимание этому вопросу. Мы держим под контролем практическое осуществление федеральных и региональных программ поддержки семьи и детей, ведем мониторинг правоприменительной практики в этой сфере.

    Готовим конкретные предложения по предотвращению жестокого обращения с детьми. Думаю, настало время в свете накопленного опыта проанализировать действующее законодательство под этим углом зрения, скорректировать его, если сочтем, что это необходимо, использовать лучшие практики на уровне каждого субъекта Федерации.

    В том, что насилие над детьми обрело столь значительные масштабы, я вижу также проявление довольно высокого уровня агрессивности в нашем обществе в целом. Об этом говорится в нашей стране много и небезосновательно. Агрессивность, грубость, "наэлектризованность" части людей, которую мы сейчас отмечаем в публичных местах, во взаимоотношениях людей, я связываю с тем, что страна еще не завершила в полной мере этап перемен в общественном строе, идейной сфере, культуре.

    Подобные процессы происходили или происходят и в других странах. Всегда и везде они сопряжены с такого рода издержками. Но этот период рано или поздно завершится, наши фундаментальные ценности, наш культурный код восстановятся во всех сферах жизни в полной мере. Собственно, это уже происходит. Думаю, многие согласятся со мной, что последние несколько лет отмечены, образно говоря, смягчением нравов людей.

    Достойное будущее страны, народа создается прежде всего людьми деятельными, доверяющими другим, любящими свое Отечество. Эти качества редко встречаются полностью у тех, кто в детстве пережил насилие, жестокое обращение с собой. Мы часто повторяем, что каждый ребенок имеет право на счастливое детство.

    Важно, чтобы все мы - государство, общество, родители - воспринимали эту формулу не как абстрактный принцип, а руководство к действию.

    Поделиться