Анатолий Ярусов: В 1959 году я учился на третьем курсе УПИ, где узнал о случившейся трагедии, но многие факты и документы были сразу же засекречены, причина гибели студентов тогда осталась неизвестной. Мне кажется, что наиболее вероятная причина - последствия испытаний ракетной техники. Как раз в эти годы испытания ракет проводились особо интенсивно: помните, первый искусственный спутник Земли был запущен в 1957 году, а полет Юрия Гагарина прошел в 1961 году.
Версии о взрыве ракеты встречаются у многих исследователей дятловской темы.
Анатолий Ярусов: Один из участников поисковой группы Сергей Согрин в качестве причины гибели туристов называл "фактор страха", возникший при падении обломков ракеты. Он рассуждал так: "Среди ночи местность озаряется ярким светом… появляется нарастающий шум, гул, свист. В палатке паника, переходящая в страх неминуемой катастрофы, гибели в огне. Гонимые этим чувством… выскакивают из палатки. Никто не думает о последствиях. Спасаться только бегством… одеваться, обуваться нет времени". В панике все бегут вниз по обледеневшему склону, ранятся о выступающие камни. В лесу пытаются согреться у слабого костра, но это уже не дает спасения, все погибают от переохлаждения.
Признаюсь, мне сложно представить, что услышав гул снаружи, туристы сразу начали резать палатку.
Анатолий Ярусов: Действительно, находясь в палатке при освещении электрического фонарика, яркий внешний свет не увидишь. Шум, гул и свист будут слышны, лишь, если обломки ракеты начнут падать вблизи палатки. Но на перевале никаких обломков не обнаружили. К тому же, испугавшись звуков, вышли бы один или два туриста, затем сообщили бы остальным, что случилось. К этому времени звуки уже прекратились, угроза миновала. Если боялись возможного повторения угрозы, то надо было всем одеться, обуться, забрать вещи, снять палатку и сменить место ночевки.
Что же тогда, по-вашему, стало причиной столь сильного страха?
Анатолий Ярусов: Я думаю, трагедию предопределила продолжительная химическая атака, возникшая после аварийного запуска ракеты. В качестве ракетного топлива часто применяется обыкновенный керосин. Он дешев, неопасен для человека. Его количество зависит от "калибра" ракеты и может достигать десятков тонн. Для обеспечения горения топлива в безвоздушном пространстве должен быть и окислитель. Его количество должно соответствовать топливу и также может достигать десятков тонн. На "керосиновой" ракете окислителем может быть жидкий кислород (ясно, что он совершенно нетоксичен), а может быть жидкий диоксид азота (военные называют его амил).
Он и стал виновником смерти девяти туристов?
Анатолий Ярусов: Диоксид азота (химическая формула NO2 или N2O4) широко применяется с начала космической эры по настоящее время на российских, американских и французских ракетах. При минус 11 градусах по Цельсию белые кристаллы диоксида азота начинают таять. Если же температура повышается до плюса 21 градуса, жидкость закипает, превращаясь в удушливый газ - второй класс опасности.
Как же этот окислитель мог попасть на перевал?
Анатолий Ярусов: Представим, что аварийная ситуация возникла в "космосе" - на высоте выше 30 километров - вскоре после запуска ракеты, когда в ее цистернах еще много керосина и окислителя. При неудачных запусках часто возникают взрывы ракет по разным причинам, в том числе и по команде на самоуничтожение, например, при отклонении от курса. Многотонные остатки окислителя при взрыве окажутся выброшенными в пространство. При низких космических температурах диоксид азота превращается в твердые камнеподобные куски. Войдя в атмосферу с большой скоростью, эти куски нагреваются, разжижаются и под действием встречных потоков воздуха превращаются в мелкие капельки, которые ближе к земле снова кристаллизуются и образуют нечто подобное снежного облака. Такое ядовитое облако могло образоваться далеко от места гибели наших туристов. Например, над территорией Коми, причем на несколько дней раньше трагической ночи первого февраля.
Откуда могла появиться ракета, которая взорвалась над Коми?
Анатолий Ярусов: Наиболее вероятным, мне кажется, запуск с космодрома Плесецк в Архангельской области. Но я не настаиваю. Ракета могла быть запущена и с Байконура или Капустина Яра. Если облако диоксида азота образовалось над территорией Коми, то оно под действием господствующих западных ветров будет двигаться на восток. Уральский хребет станет природным препятствием. Горы частично задерживают облака и вызывают осадки. По-видимому, то же произошло с ядовитым облаком: белые хлопья диоксида азота оказались на палатке.
А она теплее окружающего воздуха и кристаллики начинают таять?
Анатолий Ярусов: Ядовитая жидкость обволакивает палатку, препятствует поступлению в нее свежего воздуха. Пары диоксида азота проникают внутрь, начинается химическая атака.
Как это вещество действует на человека?
Анатолий Ярусов: Прежде всего, чувствуется специфический запах. При соединении с водой на слизистых оболочках образуется азотная кислота, которая начинает разъедать ткани. Они разбухают, увеличивая сопротивление дыхательных путей, возникает отек легких, приступы кашля и удушья. Изменяется состав крови - понижается гемоглобин. Диоксид азота вызывает слезотечение, ухудшается способность видеть в сумерках. В таких условиях легко представить психическое состояние туристов в палатке - задыхающихся и наполовину ослепших. Панический страх гонит их к выходу, ребята мешают друг другу найти верхнюю одежду и обувь. В надежде получить приток свежего воздуха уже режут палатку. Но и выбравшись из нее, туристы оказываются в ядовитом облаке. Возможное спасение - только в немедленном бегстве прочь от отравленной палатки, вниз по откосу…
Поисковики могли обнаружить какие-то признаки диоксида азота?
Анатолий Ярусов: Ко времени прибытия к месту трагедии спасательных групп - через три недели - ядовитое облако уже рассеялось. Но очевидцы все же заметили, что некоторые молодые елки на границе леса имеют обожженный след. Это признаки химического воздействия диоксида азота.
При взрыве ракеты, наверно, могли образоваться и другие ядовитые вещества?
Анатолий Ярусов: Конечно. Кроме керосина в качестве ракетного топлива в России, США, Франции, Японии и Китае широко используется более эффективный гептил. Это - сильно пахнущая, ядовитая жидкость первого класса опасности. При вдыхании паров у человека раздражаются слизистые оболочки дыхательных путей, в результате - кашель, хрипота, учащенное дыхание. Также возникает сильное возбуждение центральной нервной системы и расстройство желудочно-кишечного тракта.
То же воздействие, что при химической атаке диоксидом азота?
Анатолий Ярусов: Отличие только в том, что гептил дополнительно вызывает тошноту и рвоту. Этот признак обязательно заметили бы при осмотре вещей, оставшихся в палатке, и одежды погибших. Но даже если ракета была заправлена гептилом, окислители все равно те же - жидкий кислород или диоксид азота. В любом случае, получается, при взрыве ракеты могло образоваться уже описанное ядовитое облако. Химическая атака вызвала отравление туристов, непреодолимый страх, их паническое бегство от палатки и последующую гибель от переохлаждения.
Вы так подробно рассказываете о ракетном топливе - ваш профессиональный путь связан с этой темой?
Анатолий Ярусов: Позже я работал в Институте технической кибернетики Академии наук БССР и руководил разработкой компьютерной системы для передвижной атомной электростанции. Особенность этой АЭС состояла в том, что в качестве теплоносителя использовался диоксид азота, то есть - окислитель ракетного топлива. Его ядовитые свойства были известны, но в качестве теплоносителя он обеспечивал возможность резкого уменьшения массогабаритных показателей мобильной АЭС.
Однажды один из инженеров-химиков случайно вдохнул этот теплоноситель - резко проявились все признаки отравления. Медики скорой помощи могли предложить лишь традиционные средства борьбы с микробами и вирусами, но были не готовы спасти от специфического химического отравления. К сожалению, наш молодой специалист умер в течение часа - у него сморщились легкие.