Новости

09.03.2016 21:40
Рубрика: Экономика

Торговлю взяли в оборот

Минпромторг хочет запретить магазинам работать в выходные дни. Но не всем
Алкогольным брендам придется держаться за полки обеими руками. Фото: РИА Новости
Алкогольным брендам придется держаться за полки обеими руками. Фото:
Торговцам и поставщикам, которые откажутся выполнять рекомендации создаваемого сейчас Российского национального совета потребительского рынка (Совет рынка), могут запретить продавать сигареты и алкоголь, работать в выходные и праздничные дни, возможно, открывать новые гипер- и супермаркеты в городах.

Об этом отраслевое сообщество предупредили в минпромторге. В министерстве придают большое значение перспективам развития Кодекса добросовестных практик, который, например, помогает сдерживать цены, регулировать наценки. К нему сегодня могут добровольно присоединяться любые торговые сети, предприятия мелкой розницы, поставщики товаров. Однако пока желающих подписаться под обязательствами Кодекса, которые предусматривают и существенные штрафы за их нарушения, не столь велико, как хотелось бы министерству.

Работа над поправками закона о торговле, которая ведется сегодня, похоже, сплотила торговцев всех форматов настолько, что с одобрения минпромторга они приняли решение о создании Российского национального совета потребительского рынка. Концепция готова. И ее могут принять в течение двух месяцев.

Об этом "РГ" рассказал заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов. Совет потребительского рынка (по аналогии с Советом рынка по электроэнергетике, в который входит минэнерго) объединит представителей ретейлеров и производителей с учетом особенностей торговой отрасли. Компании малого, среднего и крупного бизнеса, входящие в Совет рынка, возьмут на себя добровольные обязательства и выполнять общие правила.

Российский закон о торговле - один из самых жестких законов в странах, в которых введено регулирование этой отрасли, отметил Евтухов. По его словам, столь жесткого государственного регулирования отношений торговых предприятий и поставщиков с новыми поправками, по сути, не потребуется. Вместе с тем Совет рынка не будет саморегулируемой организацией (СРО) в чистом виде, а станет некоммерческим объединением его участников.

Проект концепции Российского национального совета потребительского рынка (документ есть в редакции) предполагает множество новаций. В Совете рынка появятся две палаты - палата розничной торговли и палата производителей и поставщиков.

В регионах в свою очередь будут созданы региональные отделения, объединяющие членов Совета рынка того или иного субъекта Федерации. Споры между членами Совета рынка предлагается разбирать с помощью Национального торгового арбитража. Постоянно действующим коллегиальным органом управления Совета рынка будет правление. Оно состоит из 21 члена. По 9 от каждой палаты и три представителя государства в лице регулятора - минпромторга.

Минпромторг оставляет за собой право veto на решение правления и любого органа Совета рынка, в том числе на региональном уровне, за исключением Национального торгового арбитража. Для компаний и индивидуальных предпринимателей - членов совета рынка предусмотрена имущественная ответственность, гарантийный фонд. А местные власти обязаны по запросам и под гарантии гильдий Совета рынка предоставлять места для торговцев - киоски, торговые галереи, площадки под ярмарки. Словом, развитие в стране торговли пойдет под неусыпным контролем Совета рынка.

Ограничительные меры, предлагаемые министерством, придется отразить в законе о торговле. Сейчас представители отраслевых союзов активно обсуждают новации. Их цель благая - ликвидировать перекосы между крупным и мелким торговым бизнесом, превратить из антагонистов в партнеров торговцев, поставщиков, крупный бизнес. А это можно сделать с помощью и пряника, и кнута, считает Илья Ломакин-Румянцев, председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли. Впрочем, "кнут" не должен быть чрезмерно жестким. И это тоже еще предстоит обсудить.

"Сам по себе Совет рынка - инициатива в определенной части полезная, прокомментировал "РГ" ситуацию гендиректор агентства INFOLine Иван Федяков. - Правда, нельзя сказать, что его появление станет какой-то революцией для розничного рынка. Но полезен он в том смысле, что помогает откладывать принятие всевозможных законопроектов, предлагающих резко перекроить нынешний уклад на рынке розничной торговли".

Эксперт убежден, что всевозможные инициативы депутатов по ограничению ретробонусов "окажутся вредны как для ретейлеров, так и для поставщиков и покупателей. Хотя на первый взгляд они кажутся соблазнительными".

Четких критериев будущего Совета рынка пока нет. "Все инициативы, которые появляются сейчас, даже не носят формы законопроектов, - продолжает Федяков. - Во многом, это попытка выяснить, на что готовы будут согласиться его участники. Что касается наличия права вето у минпромторга, наверно, это правильно. В конце концов, это главный орган, ответственный за торговлю". С другой стороны, говорит эксперт, куда важнее было бы дать региональным властям право принимать участие в обсуждении споров хозяйствующих субъектов. Именно на региональном уровне в российской торговле сосредоточены все основные противоречия.

Как у них?

В Японии магазины, как правило, работают и в будни, и в выходные дни. Это касается как крупных центров, так и небольших пунктов продажи товаров. Из единого ряда выбиваются овощные лавки и аптеки. По субботам и воскресеньям, а также в национальные праздники их двери плотно закрыты для посетителей. По сравнению с Москвой в Токио непривычным покажется то, что подавляющая часть торговых точек относительно рано оканчивает рабочий день, около восьми часов вечера.

Приятным исключением являются так называемые комбини. Это небольшие магазинчики шаговой доступности, которые открыты ежедневно и круглосуточно. Многие считают их одним из символов Страны восходящего солнца. В комбини представлен широкий ассортимент готовой еды. Обязательный атрибут - уголок со свежей прессой, а также полки с предметами личной гигиены и бытовой химией. Кроме того, там можно приобрести спиртные напитки, канцелярские принадлежности, носки, зонтики, флеш-карты, майки и многое другое.

В Германии все магазины по воскресеньям закрыты. Лишь для промтоварных магазинов делается семь-восемь исключений в год - в основном в предрождественское время. Дело в том, что с самых Средних веков воскресенье традиционно остается днем без работы, стресса и спешки. Сохранить принцип закрытия магазинов по воскресеньям в наши дни помогли немецкие профсоюзы, которые добились, чтобы работодатели не претендовали на единственный семейный выходной своих сотрудников. Кроме того, в ФРГ не найдешь ни одного продовольственного магазина, открытого по ночам. Владельцам супермаркетов и собственникам маленьких лавочек это просто не выгодно. Некоторые сети ради рекламы открывают свои филиалы с 7 до 24 часов, однако и это в Германии большая редкость, потому что магазины в позднее время, скорее, работают в убыток себе. В основном все продуктовые магазины открываются в 8 часов. Хотя за последние 15 лет вечерние часы их закрытия сдвинулись с 19 до 21, а в некоторых случаях и до 22, позднее держать их открытыми все же смысла нет.

Во Франции до недавнего времени практически все магазины по воскресеньям были закрыты. Этого многие десятилетия назад добились профсоюзы, для которых право трудящихся на воскресный отдых считалось одним из фундаментальных завоеваний. Ситуация стала меняться лет пять-шесть назад, когда запротестовали владельцы магазинов на Елисейских Полях: туристов масса, а отовариваться им в самом центре города по воскресеньям не дают. Самое забавное, что хозяев поддержал вопреки профсоюзам их персонал. Люди хотели работать, получая при этом хорошую надбавку и дополнительный выходной. В 2009 году для отдельных торговых зон французской столицы, а также ряда курортных городов (к примеру, для Ниццы) сделали исключение, позволив функционировать пять воскресных дней в году. Дело сдвинулось с мертвой точки, и в 2015-м был принят закон, который разрешил всем торговым точкам быть открытыми 12 воскресений в году. Причем в туристических зонах и в районе крупных железнодорожных вокзалов - гораздо чаще. Профсоюзы недовольны, но им приходится считаться с мнением большинства их членов, которые в этой мере видят способ увеличить свой заработок.

Последние новости