14.03.2016 13:35
    Поделиться

    В Москве показали спектакль екатеринбургского ТЮЗа "Русалочка"

    "Русалочка" приплыла на московскую сцену из Екатеринбурга
    Внеконкурсная программа "Золотой маски" открылась дивным спектаклем Екатеринбургского Театра юного зрителя "Русалочка" по грустной сказке Ханса Кристиана Андерсена. Поставленное режиссером Романом Феодори и художником Даниилом Ахмедовым зрелище можно отнести к самым волшебным, какие только возможны на театральной сцене.

    Это прежде всего поразительно красиво. Входя в зал, слышишь могучий гул волн, шорохи морских пучин - там, за занавесом, идет какая-то другая, грозная, нам непонятная, нас интригующая жизнь иных стихий. Потом маленький оркестрик сыграет нам бравурную увертюру, и на сцену явятся три вполне цирковых персонажа, - их здесь зовут Дети Воздуха, - которые и расскажут нам эту сказку, повторяя, как рефрен в песне, ее самые нейтральные, но отчего-то самые печальные строки.

    Подводный мир Русалочки завораживает: здесь отменили земное притяжение - в глубинах сцены плывут морские коньки, диковинные рыбы, русалки. Там, в глубинах, другие ритмы - спектакль на время словно остановился, чтобы дать нам сполна насладиться этой невиданной панорамой морской живности и останков былых Атлантид на дне: горельефы на проплывающих мимо стелах тоже живут своей вечной призрачной жизнью.

    С этими морскими стихиями гармонируют, в них абсолютно, без зазоров, вплетены стихии печальной андерсеновской поэзии чувства и мысли - его философия, адресованная и детям и взрослым. Чистая сказка с первых секунд гипнотизирует детвору фантазийными образами, взрослым верующим будет близок миф о бессмертной душе, во имя которой можно пожертвовать любовью, атеисту напомнят о вечном конфликте прозы и поэзии, возвышенной мечты и грубой реальности, зыбкого пламени страстей и бесстрастного камня, под который даже вода не течет.

    Этот спектакль соткан из света, воздуха и фантазии. Музыкой звучат строки Андерсена, прочитанные, как на старом радио, внятно и выразительно. Великолепно тренированная молодая труппа театра тоже существует вопреки законам физики и кажется невесомой - сказочной. Здесь вполне гармонично соединились разные стилистики - высокая поэзия мечты и вполне бытовой, земной, юмор: воздушная Русалочка - и словно пришедший из другой сказки деловитый Принц в красных сапогах и с футбольной свистулькой во рту. Русалочка попытается включиться в эту земную игру - и, конечно, не сумеет; приколы останутся на суше, Русалочка уйдет обратно в море, где нет любви, зато есть душа. Морскую ведьму окружают костлявые рыбьи скелеты, она среди них как рыба в воде; Русалочка же всегда будет томиться, и ей вечно будут грезиться корабли на поверхности моря, и красивые люди, у которых нет жабр и хвостов, но есть полная событий земная жизнь. Потому что это спектакль еще и о Недосягаемом. Взрослый зритель легко считает в нем многочисленные параллели: здесь устремленная ввысь копенгагенская Русалочка на утесе, здесь Иван-дурак, он же Царевич из прагматичных русских сказок, здесь и вся наша жизнь, подобная грустному всемирному цирку.

    В этом спектакле равно ведущую роль играют и режиссер, и художник-постановщик, и художник по свету Тарас Михалевский, и сказочные гримы Светланы Кедровской, и музыка Евгении Терехиной, и пластика знаменитого театра "Провинциальные танцы" Татьяны Багановой, которая выступила полноправным соавтором спектакля. В кругу профессиональных танцовщиков великолепно солирует молодая актриса ТЮЗа Мария Викулина, которая практически без слов, только почти балетной пластикой передала драму безнадежной любви и трагедию хрупкой поэзии, вдребезги разбитой при первой же встрече с вульгарным примитивом жизни: "любовная лодка разбилась о быт", - сказал бы Маяковский.

    Остается единственный вопрос: почему это чудо идет во внеконкурсной программе? Серьезнейшая заявка на новый, без картона и фальши, без приседаний и назиданий детский театр, изобретательное и смелое использование новейших сценических технологий и способность все это соединить в завораживающее, сражающее поэтикой зрелище - разве все это уже стало рутиной современного искусства?

    Поделиться