Сначала в небо взлетело звено штурмовиков Су-25СМ "Грач". По заранее утвержденной схеме эти машины отправились по маршруту во главе с самолетом-лидером Ил-76. Он вез на борту инженерно-технический состав и имущество. В отличие от предыдущей группы (о перелете Су-34 в Воронежскую область "РГ" рассказала в прошлом номере) наши штурмовики в сирийском небе сопровождал истребитель Су-30СМ.
Такое прикрытие, напомним, стало обязательным после предательской атаки турецких ВВС на российский самолет. Хотя безопасность полетов в Сирии с тех пор серьезно повысилась, правило "прикрытия" штурмовиков и бомбардировщиков никто не отменял.
Оно действует и в отношении покидающих Ближний Восток авиагрупп. Как говорится, для большей гарантии благополучного перелета.
Надо сказать, что экипажи Су-25 участвовали в антитеррористической операции в Сирии с самого первого дня. Количество выполненных ими штурмовок позиций и инфраструктуры запрещенной в РФ террористической организации ИГИЛ и других бандформирований исчисляется тысячами. О каждой такой боевой операции напоминают красные звездочки на фюзеляжах штурмовиков - по одной за десять боевых вылетов.
Какую угрозу нес боевикам каждый такой вылет, можно судить по вооружению модернизированных "Грачей". В нижней носовой части на них установлена 30-мм двуствольная пушка ГШ-30-2 с 250 патронами. Штурмовик может нести до 8 бомб с лазерным наведением или, к примеру, 32 100-кг бомбы. Предусмотрено снаряжение самолета неуправляемыми ракетами, а также управляемыми ракетами "воздух - поверхность" Х-25МЛ, Х-29Л и С-25Л. Боевая нагрузка "Грача" может достигать почти четырех с половиной тонны.
О результатах боевой работы этих самолетов в Сирии наша газета сообщала практически каждый день. "Грачи" наносили удары практически во всех сирийских провинциях, захваченных террористами. Ракетами и пушечным огнем уничтожали их командные пункты и технику, утюжили нефтеносные поля возле знаменитой Пальмиры, обеспечивая успешное продвижение правительственных войск Сирии. И вот теперь настала пора вернуться домой - без потерь, с чувством четко исполненного долга.
А вот среди экипажей бомбардировщиков Су-24м, которые вчера тоже улетели из Хмеймима, потери есть. И чувство утраты боевого товарища, ныне известного всей стране Героя России Олега Пешкова, для пилотов Су-24 особенно горько потому, что подполковник погиб не в бою, не под зенитным огнем террористов. Его жизнь унесла подлая атака в спину.
Но к этому чувству утраты добавляется вполне заслуженная гордость его товарищей. Бомбардировщики наводили шороху по всей территории Сирии, где до прихода наших ВКС бандиты чувствовали себя вольготно и безнаказанно творили зло. Одни удары корректируемыми авиабомбами по укрепленным командным пунктам боевиков чего стоят. После точечных атак Су-24 объекты террористов взлетали на воздух и под Раккой, и в провинции Хомс, и в горных районах Латакии. Прежде много раз испытанная в боях "двадцатьчетверка" в Сирии лишний раз подтвердила, что на Западе ее не зря прозвали "Фехтовальщик".
Фронтовые бомбардировщики Су-24м, которые работали против террористов в Сирии, прошли глубокую модернизацию. Об этом свидетельствует буква "М", дополняющая аббревиатуру в его названии. По оценке экспертов, проведенные на самолете работы позволили увеличить его боевую мощь в полтора-два раза. Бомбардировщик оснащен бортовым комплексом обороны "Карпаты", включающим станцию предупреждения о радиолокационном облучении, систему постановки активных помех и устройство отстрела термоловушек.
Весь этот "охранный" арсенал вкупе с очень приличной скоростью бомбардировщика - 2400 км в час в воздухе и 1400 км в час у земли - и возможностью забираться на высоту до 11 километров во многом делает самолет малоуязвимым для средств ПВО, в том числе имеющихся в распоряжении боевиков ИГИЛ. Однако, повторимся, от предательского удара в спину он спасти Су-24 Олега Пешкова не мог.