Популярное

В интересах контрреволюции

Рецензия 16.03.2016, 16:45
Пермь, 1918 год, суровая зима. Белый генерал Анатолий Николаевич Пепеляев нахрапом берет город, красные убегают, сверкая пятками. Эйфория от триумфа длится недолго: солдатам Пепеляева нечего есть и нечего носить. Поспособствовать улучшению материального состояния армии приглашаются оставшиеся в городе купцы.

Те особого энтузиазма не проявляют, ссылаясь на бесчинства большевиков, которые, дескать, и так всех обобрали до нитки. Однако Пепеляева на мякине не проведешь, и после жестких переговоров пермские буржуа таки соглашаются поскрести по сусекам. Самой сознательной оказывается вдова владельца мыловарен Ольга Чагина, она в тот же вечер первой приносит свою долю контрибуции в виде громадного бриллианта, к коему в довесок предлагает себя. На следующее утро, к удивлению всех собравшихся, бриллиант пропадает, и тут же возникают два исконных вопроса. И если ответ на второй очевиден (искать), то с первым все не так просто. Для поиска виноватых привлекается подвернувшийся как раз под руку служивший предыдущей власти и приговоренный за это к расстрелу следователь Мурзин.

Повесть Леонида Юзефовича "Контрибуция" публиковалась всего два раза: в журнале "Уральский следопыт" и еще в одном сборнике. По словам самого писателя, написана она плохо, зато сюжет там замечательный. Спорить и с тем, и с другим трудно. К тому же герметичный детектив обычно ложится на пленку, как масло на хлеб, чем кинодеятели пользуются с незапамятных времен, и это делает выбор "Контрибуции" в качестве условного дебюта обновленного "Ленфильма" практически беспроигрышным в своей практичности.

За переработку исходного текста в сценарий и постановку взялся Сергей Снежкин, у которого в послужном списке значатся и детективы, и экранизации, и кино про гражданскую войну. С его легкой руки была переделана развязка, смещены акценты в сторону баланса между красными и белыми, добавлены новые сюжетные линии и прочие изменения по мелочи.

Декорации и костюмы - на очень высоком уровне, придраться не к чему, на каждый кадр любо-дорого посмотреть. Актеры отыгрывают в диапазоне от "терпимо" - Надежда Толубеева все же заметно переигрывает - до "блестяще". Последнее относится главным образом к исполнителям титульных ролей Максиму Матвееву и Илье Носкову. Персонажи лицедеям под стать - что надо персонажи. Пепеляев и Мурзин на двух полюсах образуют мощную ось, на которой крутится все остальное. В том числе хитрые, жалкие и изворотливые торгаши, запертые в одной комнате, как пауки в банке - каждый с удовольствием сожрет каждого, лишь бы выжить в это смутное время.

С детективной составляющей несколько сложнее: одна из вписанных Снежкиным сцен - с юродивым свидетелем - сильно путает карты, еще одна - самая кульминационная - отсвечивает очевидным ляпом. Некоторые линии явно недокручены, но это, хочется верить, всего лишь следствие продюсерского решения разделить фильм на две версии - театральную и телевизионную. ТВ-версию покажут осенью, будет она аж на час и десять минут длиннее и, по заверениям главы "Ленфильма" Эдуарда Пичугина, ярче и лучше. Зачем в таком случае тратить деньги на урезанный вариант - решительно непонятно.

Тем не менее "Контрибуция" производит очень приятное впечатление. До такой степени, что все незначительные шероховатости и неровности хочется ей простить и деньги за билет заплатить, лишь бы нам и дальше показывали хотя бы время от времени такое кино - скромное, но обаятельное и со вкусом.

4.0

Другие материалы по темам

Читайте также