На сегодняшний день на базах городских больниц при Первом МГМУ им. И.М. Сеченова создано 25 университетских клиник, поделился статистикой Петр Глыбочко. Директорами этих клиник являются заведующие кафедрами университета или же ведущие профессора, которые отвечают за лечебную работу. Зарплату за учебную работу платит университет, за лечебную - Фонд обязательного медицинского страхования или же, если человек участвует в работе по высоким технологиям, то лечебное учреждение, в котором обосновалась клиника.
"Сегодня мы стали более качественно готовить наших выпускников, потому что они могут использовать на базах городских московских больниц дорогостоящее оборудование. Это и ядерно-магнитный резонансный томограф, это и компьютерные томографы, это и ультразвуковое оборудование, это и эндоскопическое, лапароскопическое оборудование. И эти же студенты завтра придут работать в практическое здравоохранение. Мы добились того, что сегодня за качество оказания медицинской помощи отвечает не только главный врач, но и директор клиники. То есть наш заведующий кафедрой. Это двойной контроль за качеством оказания медицинской помощи", - рассказал ректор Первого медуниверситета.
Сейчас в России действует 46 медицинских вузов. И решение вопроса о создании университетских клиник даст возможность тем вузам, которые сегодня не имеют своих клинических баз, выйти на качественно новый уровень подготовки специалистов и оказания медицинской помощи.
Эксперты подняли вопрос и подготовки абитуриентов для поступления в медицинские вузы. Так, в 2010 году в проекте по созданию медико-биологических классов участвовало только 10 московских школ, сейчас таковых насчитывается 63, при этом в них работает 103 класса. И если в 2010 году средний балл ЕГЭ поступающих абитуриентов был 82, то в 2015 году средний балл - 91. То есть подготовка стала глубже, рассказала Марина Соловьева. Директор гимназии №1529 отметила, что для поступления в профильные старшие классы специальных экзаменов не требуется. Конкурс - примерно 2 человека на место.
Главный врач детской городской клинической больницы № 9 им. Г.Н. Сперанского Анатолий Корсунский описал типовой день работы университетской клиники так: "Сотрудники, у которых сегодня студенческие группы, лекции, практические занятия работают со студентами. Те, у кого в данный момент занятий нет, идут консультировать больных в качестве консультантов по отделениям больницы. Это такая внутрибольничная консультативная группа сотрудников кафедры. Они же приняты на работу в больницу как сотрудники университетской клиники. Одновременно с этим те студенты, которые должны заниматься практической деятельностью, идут в отделение, где наши заведующие отделениями их берут и работают с конкретными больными".
Профессор Анатолий Корсунский подчеркнул, что процесс не подразумевает бесцеремонного вторжения в палату больного большой группы учеников.
"В начале заходит преподаватель и спрашивает разрешения на то, чтобы посмотрели студенты. Индивидуальное разрешение объясняется тем, что у нас клиническая больница, и при поступлении в приемном покое мы предупреждаем о том, что будут студенты".
При "скоропомощной" системе работы больниц главный хирург больницы должен находиться на самом остром месте, заметил профессор Иван Чиж. "Главный хирург больницы должен находиться в приемном покое, в приемном отделении. Здесь он проводит сортировку. А дальше пошли работать специалисты. При массовом потоке он должен находиться там, где большое количество народа", - считает проректор Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова
По мнению Владимира Ивашкина, обучающие клиники должны быть клиниками общей медицины, потому что студенты должны видеть весь спектр больных. "Клиника может быть этапом, когда ставится диагноз, и из этой клиники можно перевести пациентов в кардиологическую клинику, клинику респираторных заболеваний и т.д.
С другой стороны, на этих общеклинических койках проводится созданная еще великим Пироговым трехстепенная система подготовки: курс пропедевтики, курс факультетский и курс госпитальный. Чем они отличаются? Курс пропедевтики - симптоматика. Студент приходит, он никакого представления не имеет, когда он заканчивает, сдает экзамен, он уже в состоянии обосновать диагноз пневмонии, диагноз язвенной болезни, диагноз гипертонической болезни. Пришел - "зеро", выходит - по существу, как во время войны бывает, зауряд-врачом, он уже кое-что знает. Факультетский курс - это курс ведения пациента. И наконец, то, что делают на госпитальной кафедре, это курс дифференциального диагноза. Поэтому университетские клиники при их общности названия на самом деле имеют дифференцированное внутреннее содержание", - пояснил академик.