17.03.2016 00:30
    Поделиться

    Посреди ярославского бездорожья построили супермост

    Взорвался интернет: в декабре с помпой открыли супермост через речушку Улейма для 10 жителей ярославского села Потопчино. Весной 13-го года у них унесло разливом деревянный мост. Теперь им отгрохали новый, бетонный, не хуже, чем в Сочи. Правда, в сутки по нему проедет разве что три машины и одна телега. Коррупция? Отмывание денег?

    Село Потопчино всего в пяти километрах от всемирно известного Углича. Я специально поехал туда на своей машине, чтобы проверить транспортную доступность. Скажу одно: навигатор плакал недетским голосом, а зубы стучали лезгинку. Таких дорог нет и в зонах боевых действий, поверьте. И тут, в тупике, забытом богом, но не ярославской администрацией, - кусочек Бруклинского моста! Новенький асфальт. Металл и бетон. Стальные ограждения. А ширина речушки не больше семи метров. Ступеньки для пешеходов, по которым никто не ходил, кроме корреспондентов в поисках точки съемки. И тишина... Мертвых с косами еще не доставало!

    СМИ напрасно растиражировали, что в умирающем селе Потопчино проживают всего 10 человек. Это не так. Несмотря на метровые сугробы, кругом были припаркованы машины: от "Жигулей" до иномарок. На левом краю деревни продолжалась стройка. Молодая пара на Renault поехала за прорабом. Посередке чета пенсионеров Тимониных сортировала дрова. На правом фланге меня встретил пенсионер Евгений Новиков с собакой по кличке Черныш. Из труб валил веселый дымок. Жива, жива деревня!

    Улейма отрезает Потопчино от цивилизации. Паводком 2013-го года единственную нить - старый колхозный мост - просто унесло. Говорят, остатки моста видели капитаны в районе Волгограда. И Потопчино превратилось в остров.

    - Каждый год я говорил нашей молодежи, - вспоминает пенсионер Евгений Новиков, - возьмем по четыре бревна, отремонтируем! А они да-да - и в кусты. Одна доярка вообще выступала против моста, мол, у нее и машины-то нет. Раздобыли шпалы. Скинулись. Мост укрепили. Но паводок не пощадил наши потуги.

    Три года Потопчино жило в блокаде. Ни скорой, ни пожарной. Моста-то нет. Автолавка два раза в неделю останавливалась на той стороне. И потопчинцы шли вброд, чтобы купить хлеб, масло и консервы.

    Можно было построить мост из металла миллионов за 10. А остальные деньги пустить на дорожную сеть

    - Улейма разливается широко, - рассказывает пенсионер Александр Литвиненко. - Весной мы протягивали трос и на надувной лодке переправлялись. А как же еще?

    На том берегу даже стоянку для своих машин организовали полевую. Без охраны, конечно. За что и поплатились: воришки сняли пять с половиной колес (одно удалось отбить). Черт с ними, с колесами и с килькой из автолавки. А если пожар или инфаркт? Власть обязана заботиться о своих гражданах. Наконец, после писем и жалоб потопчинцев услышали.

    ...Одни только изыскательские работы стоили почти 3 миллиона рублей. В берега вбили сотню бетонных свай. Мост соорудили всего за полгода.

    - Я предложил дать нам 1,5 миллиона рублей, и мы старый мост восстановили бы, - говорит активист Евгений Новиков. - Ответ такой: СНИПы или там ГОСТы не позволяют. Тут зона подтопления, и надо строить не на соплях. Безопасность - вот что главное. Но нам и лучше. Спасибо администрации и губернатору. Мы теперь стали расти. Люди покупают участки. Перспектива!

    Действительно, тут сотку можно купить за 10 тысяч рублей. Пока. Но спрос растет. Говорят, цена скоро поднимется вдвое. А если еще и газ подведут...

    Но есть и недовольные. Эти граждане заявили, что на 56 миллионов рублей, в которые обошелся мост, можно было и мост построить, и дороги во всем районе отремонтировать. Зачем такой монстр в глуши?

    - Согласитесь, - говорит мне активист Сергей Кузенев, - это расточительство - тратить такие деньги на единственный мост. Можно было построить мост из металлоконструкций миллионов за 10-12. А остальные деньги пустить на дорожную сеть. Но власть поступила иначе. Это стрельба из пушки по комарам. Конечно, легче построить один мост за 56 миллионов, чем пять мостов по 10 миллионов. Совсем рядом на трассе Ярославль - Кострома отремонтировали дорогу. А мост забыли! Там авария за аварией! Вот бы где мост нормальный построить. Движение там интенсивное, не то что в Потопчино.

    - А ваше заявление будет иметь правовые последствия? Следственный комитет, прокуратура, полиция...

    - Тут не подкопаться. Разве что Счетная палата когда-нибудь проверит эффективность расходования бюджетных средств. Но у них такая очередь! Буква закона при строительстве моста соблюдена. Но дух-то отлетел...

    Я смог поговорить и с губернатором Ярославской области. Тема громкая. Надо ставить точки над i.

    - Я не знаю, откуда взялась информация, что мост в деревне Потопчино построен для десяти человек, - рассказал мне губернатор Ярославской области Сергей Ястребов. - В деревне зарегистрированы 22 человека, постоянно проживают более 50, а в летнее время - более 100.

    Работы по проектированию и строительству мостового перехода через реку Улейму на автодороге Печкино - Потопчино в Угличском муниципальном районе Ярославской области велись в строгом соответствии с требованиями нормативных документов. Были учтены требования к возможной нагрузке на мост, а также к его длине.

    Улейма в этом месте разливается широко. Расчетный расход воды составляет 65 кубометров в секунду, отверстие моста - 33,65 метра. Перед проектированием рассматривали два варианта: три пролета из типовых ж/б балок по 15 метров или два пролета из типовых предварительно напряженных ж/б балок по 24 метра. В итоге выбран был первый вариант, поскольку он дешевле и технологичнее. По-другому строить мост нельзя, ведь по нему должны спокойно и безопасно проехать и "Скорая помощь", и пожарные автомашины, и школьный автобус.

    Деньги на строительство моста выделены в рамках областной целевой программы "Развитие сети автомобильных дорог Ярославской области". Пустить эти деньги на строительство детских садов, школ или других объектов нельзя. Их целевым порядком можно использовать только на строительство дорог и мостов. Говорят, что в Потопчино живет слишком мало жителей, чтобы строить им хороший мост. Но наша задача - повышение качества жизни для всех, в том числе и для жителей небольших деревень. Новый мост - это перспектива развития для территории, это возможность для прихода инвестиций, да и количество проживающих в Потопчино может вырасти, поскольку условия жизни там становятся лучше.

    Задача с множеством неизвестных. Мост должен соединять. А тут мнения разделились. Я ехал по угличским дорогам, и по вибрации копчика до меня доходило, что это всего лишь направления, по которым местные жители готовы послать и губернатора, и дорожников, и всех-всех-всех. Мост стоит, а дороги к нему нормальной нет. Мостостроительная техника ее разбила. Парадокс?

    Кстати, есть и такие "дороги", которые еще минувшим летом были отремонтированы под гарантию в пять лет. Деньги подрядчикам перечислены. Но асфальт как будто был замешан на сахаре. За зиму растаял! Как меня заверили, эти факты не уйдут от проверки.

    Мост в Потопчино необходим. Спорить с этим бессмысленно. Мост - это жизнь. Мост - это перспектива. Но пока я был в Потопчино, за два часа там проехала одна машина. Моя. Может, действительно размахнулась администрация?

    Знаете, что мне сказал мудрый пенсионер Евгений Новиков на прощание?

    - Не берите близко к сердцу. Выборы на носу. А мы вот будем голосовать за наш мост. Спасибо им.

    "Им" - это политикам. Пока они ломают копья, оправдывают бюджет, перенаправляют потоки, простые граждане должны решить, за кого им голосовать.

    Как бы так сделать, чтобы было все по уму? Чтобы и дороги строились, и мосты. Это только в брошюре Солженицына "Как нам обустроить Россию?" ответ ясен. А вот мне, да и другим жителям России, придется еще потерпеть. Так уж повелось. Про Тришкин кафтан все, надеюсь, слышали? А пока село Потопчино получило мощный импульс развития. Еще бы дорогу нормальную к мосту проложить...

    Поделиться