Иван Иванович, считается, что главная болевая точка Северного Кавказа - это бандподполье. Но в последнее время активность бандитов вроде бы снизилась. А ушла ли эта проблема на второй план в работе управления Генпрокуратуры РФ в СКФО?
Иван Сыдорук: В округе две главные составляющие, которые негативно влияют на его социально-экономическое развитие. Это экстремизм и терроризм, с одной стороны, а также коррупция - с другой. Ежегодно в регионе совершается до 80 процентов всех регистрируемых в России преступлений террористического характера. Действительно, только за прошлый год в округе пресечена деятельность свыше 500 участников НВФ и их пособников, в суды направлено 313 уголовных дел о преступлениях террористического характера и 43 - экстремистской направленности, осужден 291 человек. Поэтому на первое место в своей работе ставим вопросы профилактики терроризма и экстремизма, межнациональных и межконфессиональных конфликтов. За год прокурорами в СКФО выявлено свыше 32 тысяч нарушений федерального законодательства в этой сфере, приняты меры по их устранению. Мы должны действовать на опережение в борьбе с терроризмом, а не по факту уже совершенного преступления. Ведь смерть даже одного человека - огромное горе для его близких.
Нелегальное оружие на Северном Кавказе - это уже нечто обыденное...
Иван Сыдорук: Проблема незаконного оборота оружия остро стоит в Северо-Кавказском регионе. Ежегодно правоохранительными органами изымаются тысячи единиц оружия и боеприпасов, сотни килограммов взрывчатых веществ. Безусловно, много оружия осталось после проведения контртеррористических операций в Чеченской Республике и Республике Дагестан, однако оно поступает и из-за рубежа, в том числе с территории Абхазии и Южной Осетии. Поэтому, как я уже говорил, основные усилия необходимо сосредоточить на ликвидации каналов его поступления в округ.
Еще одна острая тема - коррупция. С учетом такого местного явления, как клановость, можно ли с ней вообще справиться?
Иван Сыдорук: Безусловно, коррупция в Северо-Кавказском федеральном округе характеризуется многообразием форм, высокой организованностью и является серьезной угрозой стабильности в регионе, влекущей за собой неверие в эффективность деятельности органов власти и судебно-правовой системы.
Как вы правильно заметили, до настоящего времени еще не искоренена практика назначения на должности государственной и муниципальной службы по принципу родства, личной преданности и лояльности. К примеру, брат министра образования и науки Республики Дагестан занимал должность директора одного из государственных образовательных учреждений. При этом министерство являлось учредителем этой организации. Аналогичные факты установлены в отношении министров здравоохранения и культуры Республики Дагестан. В результате принятых прокуратурой республики мер родственники министров освобождены от занимаемых должностей.
И это не единичные примеры, когда нам удалось предотвратить конфликт интересов и привлечь виновных лиц к ответственности. Только за прошлый год по результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования к дисциплинарной ответственности за нарушения антикоррупционного законодательства привлечено более 8,8 тысячи должностных лиц, их совершивших.
Органами правоохраны округа за год выявлено почти две тысячи преступлений коррупционной направленности, из которых 567 - факты взяточничества.
Поэтому с коррупцией можно и нужно бороться, и все необходимые рычаги для этого у нас есть.
И насколько велики аппетиты чиновников?
Иван Сыдорук: В Ставропольском крае министр образования и молодежной политики получил взятку в миллион рублей. В Ингушетии возбуждено уголовное дело в отношении бывшего министра финансов республики, который израсходовал не по целевому назначению около двух миллиардов рублей средств федерального бюджета. Всего в 2015 году до суда доведены уголовные дела в отношении почти тысячи коррупционеров, ущерб от преступных действий которых превысил 3,2 миллиарда рублей.
Есть ли факты "сращивания" власти на местах с криминалом?
Иван Сыдорук: Говорить о "сращивании" органов власти и криминалитета, на мой взгляд, нельзя, но отдельные факты действий представителей власти в криминальной сфере есть. Например, в КЧР пресечена деятельность преступного сообщества, в состав которого входили министр труда и социального развития республики, начальники управлений труда и соцразвития администраций ряда районов. Эта группа расхищала бюджетные средства на соцподдержку граждан. Только по предварительной оценке, за два года ими было похищено более 600 миллионов рублей.
Еще один пример - резонансное уголовное дело в отношении банды Гагиева, которая занималась заказными убийствами. В ходе следствия установлено, что в нее входили как бывшие, так и действующие сотрудники правоохранительных органов. На сегодняшний день 17 участников банды уже осуждены, расследование в отношении 37 лиц продолжается.
Часто можно услышать жалобы на судопроизводство в регионе, в частности на ангажированность и даже коррумпированность судей. Вы сталкивались с подобными фактами?
Иван Сыдорук: С моей точки зрения, закон должен быть един для всех и никакой иммунитет, в том числе и судейский, не может быть выше закона. Сейчас расследуем уголовное дело в отношении бывшего федерального судьи Нальчикского городского суда, которая за вознаграждение в два миллиона рублей вынесла ряд заведомо незаконных судебных решений о компенсации морального вреда участникам ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС и НПО "Маяк". В Ставропольском крае решается вопрос о возбуждении уголовных дел в отношении двух федеральных судей. Есть данные, что они получили денежное вознаграждение в размере 10 и четырех миллионов рублей за помощь в трудоустройстве на судейские должности.
А насколько сильна коррупция в силовых структурах СКФО?
Иван Сыдорук: В прошлом году к ответственности за взятки привлечены около 80 сотрудников правоохранительных органов. Например, в Ставропольском крае за покушение на получение взятки в размере двух миллионов рублей задержаны руководитель и следователь одного из следственных отделов следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по краю, обещавших за вознаграждение прекратить уголовное дело; в Карачаево-Черкесии за взятку в размере 300 тысяч рублей задержан следователь следственной части следственного управления МВД по республике, гарантировавший избрание фигуранту уголовного дела меры пресечения, не связанной с лишением свободы, и последующее прекращение уголовного дела.
И здесь я хочу отметить принципиальную позицию как руководства органов прокуратуры, так и коллег из правоохранительных органов округа. Такие преступления замалчиваться не будут. Наоборот, мы принимаем и будем принимать все меры для их объективного расследования и привлечения виновных лиц к ответственности.
Сколько ни говорят о профилактике терроризма и экстремизма, ряды бандподполья в округе все равно пополняются. Что не срабатывает?
Иван Сыдорук: Для решения этой проблемы нужны четыре составляющие. Первое - перекрыть финансирование бандподполья, второе - ликвидировать каналы поставки оружия. Третье - вести борьбу с пособниками. Бандиты не в вакууме существуют: им нужно питаться, одеваться, где-то жить. И четвертое, самое главное, - решить вопросы идеологии. Это в первую очередь работа представительных и исполнительных органов власти субъектов, вопросы духовного воспитания, обучения молодежи, взаимодействия с институтами гражданского общества, со средствами массовой информации и представителями духовенства, а также своевременное выявление и пресечение пропаганды экстремизма.
Если все это решим, убежден, что на 90 процентов проблема терроризма в регионе будет закрыта. Но если в отношении пособников есть определенный положительный результат - мы распространяли положительный опыт Чеченской Республики, где их эффективно выявляют и привлекают к ответственности, то по финансированию бандподполья уголовных дел мало. Недостаточны результаты работы и в отношении перекрытия каналов поступления в округ оружия.
Иван Сыдорук родился в 1950 году на Украине.
В 1978-м окончил Высшее политическое училище МВД. С 1978 года работал в органах внутренних дел, возглавлял юридический отдел завода изделий из пластмасс города Ленинграда. В 1981-м перешел в прокуратуру Ленинграда, где прошел путь от прокурора отдела общего надзора до прокурора Санкт-Петербурга. С марта 2003 года - советник Генерального прокурора РФ. В сентябре того же года назначен прокурором Московской области. Первого июля 2005 года ушел в отставку, работал в Университете МВД РФ. Седьмого июля 2006 года назначен заместителем Генерального прокурора РФ. Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, почетный работник прокуратуры РФ. Государственный советник юстиции 1-го класса. Награжден орденом Мужества и орденом Почета, медалью "За воинскую доблесть".