В Ростовском районном суде Ярославской области прокурор зачитал обвинительное заключение по делу об истязании детей тремя "сестрами по вере" в селе Мосейцево.
Напомним, 16 марта в Ростове началось рассмотрение уголовного дела о гибели осенью 2014 года 13-летней девочки, воспитывавшейся в многодетной семье очень верующей женщины 1947 года рождения. Обвинение в умышленном причинении здоровью подростка тяжкого вреда, повлекшего по неосторожности смерть, предъявлено помощнице приемной матери. Еще одной "сестре по вере" инкриминируется истязание малолетних, а самой "матушке" - истязание детей и неисполнение обязанностей по их воспитанию.
От перечисления гособвинителем "наказаний", которым в "воспитательных целях" подвергались девочки, становится не по себе. Согласно выводам предварительного следствия, шесть девчушек 2001-2002 годов рождения, удочеренных одинокой и весьма пожилой женщиной в 2007 году, взращивались крайне специфически. Например, их периодически поколачивали кожаным ремнем, деревянными прутьями, скакалкой, проводом от утюга, летом - ветками крапивы. Таскали за волосы и били головой об пол. Привязывали веревкой или цепью к кровати за руки и так оставляли на всю ночь.
Чем била погибшую девочку одна из "сестер по вере", следствию установить не удалось, но оно выяснило, что "убийственный" воспитательный процесс происходил с 14 по 15 ноября 2014 года: сначала за отказ от пищи девочка получила несколько ударов твердым тупым предметом по голове, туловищу и конечностям. Спустя какое-то время воспитательнице не понравилось, как ребенок делает поклоны перед иконами, и ему досталась еще одна порция побоев. Потом подростка физически наказали за плохое выполнение работ по хозяйству. В результате девочка получила закрытую черепно-мозговую травму, а на ее теле судмедэксперты впоследствии обнаружили множественные гематомы.
Травма головы привела к нарушению мозгового кровообращения, отеку головного мозга, осложнившимся двусторонней гнойной бронхопневмонией, что и привело в итоге к смерти девочки 22 ноября. При этом тяжело травмированный ребенок неделю лежал дома, но медиков к дочке мать не вызывала.
Следствие выяснило также, что на момент удочерения у всех девочек имелись те или иные проблемы со здоровьем: у кого-то было плоскостопие, у кого-то астигматизм, килевидная деформация грудной клетки, нарушение осанки, аномалия развития сердца и другое. Все они нуждались в наблюдении специалистов и регулярной медпомощи. Однако "матушка" ни одну из дочерей на учет в медучреждения не поставила, из-за чего пороки развития не только не были скорректированы, но в некоторых случаях усугубились. А постоянное привлечение девочек к тяжелому труду вкупе с недостаточным питанием (соблюдением постов и постных дней) привело к задержке их физического и полового развития.
Как следует из обвинительного заключения, воспитание по-мосейцевски отразилось, кроме того, на интеллекте и психике детей. Формально они находились на домашнем обучении и проходили школьный курс, но фактически их знания оказались на уровне начальной школы, и специалисты признали, что дети педагогически запущены, а уровень их психического развития не соответствует возрасту. При этом, стоит заметить, две из трех воспитательниц, в том числе бывшая мать (в отношении "матушки" летом 2015 года удочерение было отменено), имеют высшее образование.
Ни одна из подсудимых вину не признала. Правда, аргументировать свою позицию они пока не стали, заявив, что сделают это в судебном заседании позднее. Интересы "сестер по вере" защищают шесть адвокатов, из них трое - из Москвы.
Несмотря на то, что один из законных представителей детей просил суд не задействовать девочек в процессе, а лишь заслушать их показания, данные на предварительном следствии, судья Юрий Ткаченко вызвал потерпевших в судебное заседание на 23 марта. Правда, как будет происходить допрос детей - в присутствии подсудимых или без них, пока не решено. Напомним, в день начала процесса две привезенные на суд девочки вышли из зала заседания в слезах.