19.03.2016 13:32
    Поделиться

    Заслуженный пилот СССР оценил действия экипажа Boeing

    Пассажирский Boeing-737, летевший из Дубая, разбился в Ростове-на-Дону. Самолет рухнул при повторном заходе на посадку в аэропорту города. На борту самолета находилось 55 пассажиров и 7 членов экипажа. МЧС России уже опубликовало список погибших.

    Самолет потерпел крушение при повторном заходе на посадку. До этого лайнер более двух часов кружил над аэропортом. Перед каким выбором стоял пилот разбившегося Boeing-737 рассказал "Российской газете" Олег Смирнов, заслуженный пилот СССР, член общественных советов Ространснадзора и Росавиации:

    - В авиации есть такое понятие "Высота принятия решения" - это момент, когда нужно определиться, сажать самолет или нет. Но принимать это решение командир корабля вправе только тогда, когда увидит взлетно-посадочную полосу или ее огни. Это аксиома, которая закреплена в инструкциях.  Поэтому пока, до расшифровки черных ящиков,  я не могу объяснить действия экипажа.

    Уход на второй круг - это очень непростой этап полета.  Более того,  для командира - всегда сложный психологический выбор. Некоторые пилоты считают, что уйти на второй круг - значит, расписаться в своей профессиональной слабости. А потому стремятся любой ценой совершить посадку с первого захода. Это глубочайшее заблуждение. Признак профессиональной слабости - не уход на второй круг, а неумение грамотно оценить обстановку при заходе на посадку.

    Я сам неоднократно уходил на второй круг, но всегда принимал это решение осознанно. Надо быть готовым выполнить его, отрабатывать этот маневр заранее на тренажере и реальном самолете. А главное - понимать теорию происходящих аэродинамических процессов.

    Boeing-737-800 считается хорошим самолетом, но от законов физики никуда не денешься. При уходе на второй круг самолет "просаживается" за счет инерции, и эта особенность не всегда учитывается экипажем. Не учитывается критическая скорость, положение закрылков, высота, состояние атмосферы. Иногда превышается критический угол атаки, что ведет  к потере подъемной силы крыла. Подобные ошибки дорого обходятся.

    Действия в плохих метеоусловиях описаны в кипе документов. За годы полетов учтена каждая ситуация. Бывает, самолеты сажают практически вслепую. Но экипаж должен быть натренирован. Это проблема организации летной подготовки. Несколько российских экипажей, которые летели в Ростов-на-Дону, проанализиров  ситуацию со штормовым ветром,  приняли грамотное решение: вообще отказались от посадки и ушли на запасной аэродром.

    Самолет Boeing-737-800 - это летающий компьютер, который может даже  приземляться в автоматическом режиме. Но история авиации знает катастрофы, когда   электроника отказывала, а экипаж был необучен  надлежащим образом управлению в ручном режиме. И именно это становилось причиной трагедии. Передоверие электронике - серьезнейшая проблема.

    Самолет - это снаряд, летящий со скоростью 1000 километров в час на высоте 10-12 километров. И люди, которые управляют этим снарядом, должны обладать соответствующими знаниями, уровнем ответственности, реакцией. Самолет, в случае чего, к обочине не поставишь. Он либо летит, либо нет.

    В последнее время произошло несколько инцидентов с российскими самолетами, когда наши пилоты показали высокий профессионализм, отличную подготовку и знания. Отказывала техника, но человек был на высоте.

    Вспомним ситуацию в Доминикане, когда у самолета, летевшего в Москву, загорелся двигатель. Экипаж принял единственно правильное решение - вернулся в аэропорт вылета и сумел с полной заправкой посадить самолет.

    А случай в Тюмени 9 марта? У лайнера  при взлете "потерялось" одно из колес шасси. На борту - 180 пассажиров! Все закончилось благополучно опять-таки только благодаря летчикам, которые сумели грамотно действовать в этой сложнейшей ситуации.

    Там летчики справились. Здесь все закончилось трагически. Расследование покажет, почему.  Я, как профессионал, не вижу пока никаких объективных обстоятельств, которые привели бы к такому исходу.

    Поделиться