Меню

Похожие материалы

Материалы рубрики

По "Экспо" танки грохотали

В Москве показали "Моторы войны"

В выходные в "Крокус Экспо" показали сразу сто танков, самоходок, грузовиков и персональных машин полководцев времен Второй мировой войны. Некоторые из раритетов существуют в одном экземпляре.

Звезда шоу - советский джип ГАЗ-М1 (он же "Эмка") - принадлежал маршалу Георгию Жукову. Автомобиль энтузиасты нашли брошенным в запасном штабе командования в Самаре. Восстановили по винтику.

Из Самары в Москву доставили и совершенно чумовую машину: джип-разведчик ГАЗ Р-1. В начале войны советская разведка донесла, что в США начали испытания внедорожника Ford Pigmy. Наше командование захотело такой же. В Горькове молниеносно создали свой "Пигмей", который мог нести пулемет и буксировать пушку. В серию не смогли запустить, все ресурсы были брошены на выпуск армейского внедорожника ГАЗ-64.

"Я полжизни отдал армии, - говорит Александр Тимошенко, внук маршала. - Но только здесь увидел машины, о существовании которых даже не предполагал". В "Крокусе" показали немецкий командирский автомобиль Phanomen Granit 1500A Kfz.70. А также легкий танк PzKpfw II, от же Т-2.

Согласно киношным стереотипам, гитлеровский вермахт вторгся в СССР на страшных "Тиграх". Выставка - урок истории. Никаких "Тигров" в 1941-м не было. Вот он, основной танк вторжения. Именно с такими Т-2 сходились в смертельных боях бойцы Красной армии.

"Да, мы восстанавливаем в том числе и немецкую технику, - поясняет Вячеслав Фомичев, директор военно-технического музея в Черноголовке. - Врага с такой техникой победить было тяжело - и тем выше цена нашей победы".

"Моторы войны" - это несколько больше, чем собранная в одном месте коллекция редких технических раритетов. Своего рода, это мастер-класс - как корректно показывать историю. Фашизм нельзя пропагандировать, это аморально и незаконно. Но и скрывать его мощь тоже глупо. Важно правильно расставить акценты. Организатором шоу это удалось виртуозно.

В центре выставки - легендарная установка "Катюша". Ракетная часть советского производства, а шасси от американского грузовика "Студебеккер". И это правда той войны: как раз на "Студебеккерах" львиная доля советских "Катюш" и воевала. Для ее реставрации энтузиасты заказали запчасти в США. Теперь "Катюша" на ходу и хоть сегодня готова в бой.

"Снимаю шляпу перед нашими реставраторами и реконструкторами: это просто титанический труд, - отмечает Константин Вильевич Рокоссовский, внук

легендарного маршала. - Выставка - достойная веха в деле сохранения памяти о великой войне".

Рамблер Новости
новости партнеров
новости
партнеров