Новости

20.03.2016 21:30
Рубрика: Происшествия

Трагедия ночного рейса FZ981

"Черные ящики" разбившегося "Боинга" доставлены в Москву. Но они оказались сильно повреждены
После крушения в Ростове "Боинга-737" возбуждено дело по статье 263 Уголовного кодекса РФ. Эта статья говорит о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц.

Следователи уже изымают летную документацию и изучают действия оперативных служб аэропорта. Приоритетную версию не называют. Говорят лишь, что отрабатывают различные варианты произошедшего, среди которых - ошибка в действиях экипажа самолета, техническая неисправность борта, сложные метеоусловия и другие факторы. Сколько времени продлятся следственные действия, неизвестно. Эксперты говорят, что все зависит от того, как долго продолжатся экспертизы.

Вчера сразу после прилета в Ростов-на-Дону глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин вышел на летное поле к месту катастрофы дубайского авиалайнера. Ледяной ветер и снег не смогли скрыть перекореженную взлетную полосу. Она и вся прилегающая территория аэропорта поделены на сектора, и там двое суток следователи буквально ползали на коленях, собирая малейшие части самолета.

Сначала дело было принято к производству 7-м следственным управлением Главного следственного управления Следственного комитета России с дислокацией в Ростове-на-Дону. Позже Александр Бастрыкин принял решение передать его в Управление по расследованию особо важных дел СК РФ и взял расследование под личный контроль.

Двое суток следователи буквально ползали на коленях, собирая малейшие части самолета

По распоряжению Александра Бастрыкина создана усиленная следственно-криминалистическая группа. Туда вошли 50 опытных сотрудников СКР. Они уже допросили более 40 человек, в том числе сотрудников аэропорта, метеоцентра и представителей компании-перевозчика.

Практически завершен сбор останков погибших пассажиров. Следующая стадия - их идентификация, проведение судебно-медицинской и генетической экспертиз.

Инфографика РГ/Леонид Кулешов

Коснуться земли

Валерий Шелковников, член правления Всемирного фонда безопасности полетов, президент МКАА "Безопасность полетов":

С момента зарождения авиации заход на посадку и посадка остаются самым сложным этапом полета. Время от входа в глиссаду до посадки занимает в среднем лишь 5 процентов от общего полетного времени. Но на этих этапах происходит около 60 процентов всех авиапроисшествий. Еще в 1996 году Всемирный фонд безопасности полетов создал Целевую группу по разработке общемировых рекомендаций по снижению количества авиационных происшествий при заходе на посадку и посадке Approach-and-Landing Accident Reduction (ALAR). Теперь аббревиатуры ALAR и ALA знают все авиаторы.

В группу включены 100 представителей ведущих авиакомпаний мира, производителей воздушных судов, бортового и наземного радиотехнического оборудования, научно-исследовательских центров и лабораторий, профсоюзов пилотов и авиадиспетчеров, авиационных администраций. Создан уникальный документ - "Руководство по снижению риска авиационных происшествий при заходе на посадку и посадке (ALAR Tool Kit)".

Здесь собранная по крупицам мировая авиационная мудрость и ответы на вопросы, которые ставит жизнь. Тридцать третья Ассамблея ИКАО признала этот документ одним из главнейших элементов Глобального плана обеспечения безопасности полетов. Названа и главная причина всех происшествий при заходе на посадку и посадке: "Неспособность распознать экипажем воздушного судна необходимость ухода на второй круг и невыполнение этого маневра".

Авиакатастрофы при заходе на посадку последних лет

20 июня 2011 г. Ту-134 "Русэйр" в Петрозаводске в сложных метеоусловиях столкнулся с деревьями. Погибли 47 человек.

8 июля 2011 г. В Конго Boeing 727 Hewa Bora Airways в мощную грозу разбился, не долетев 300 метров до торца полосы. Из 118 человек на борту погибли 74.

3 июня 2012 г. В Нигерии MD-83 Dana Air столкнулся с ЛЭП. Погибли 159.

6 июля 2013 г. Boeing 777-200 Asiana разбился при посадке в Сан-Франциско. На борту находились 291 пассажир и 16 членов экипажа.

17 ноября 2013 г. Boeing 737 авиакомпании "Татарстан" летел из Домодедово в Казань. При заходе на посадку произошла катастрофа. 50 человек погибли.

17 мая 2014 г. Экипаж самолета Antonov 74TK-300 правительства Лаоса потерпел крушение в сложных метеоусловиях. Погибли 16 человек.

23 июля 2014 г. В Тайване ATR 72-500 TransАsia Airways столкнулся с верхушками деревьев. Погибли 48. человек.

Унесенные ветром

...Таксист, узнав, что нам надо в аэропорт, буркнул: "Самолеты не летают. Вы что, не в курсе?" Узнав, что журналисты, по дороге рассказал, что живет в микрорайоне Александровка, который от аэродрома разделяет только роща.

- Взрыва не слышал. За окнами только ветер ревел. Такого сильного давно не припомню, - вздыхает таксист и рассказывает, что услышал о гибели известного врача Игоря Пакуса. - Его ж весь город знает. То есть знал...

Главврач ростовской областной клинической больницы N 2 и депутат Законодательного собрания Игорь Пакус возвращался из Дубая вместе с супругой Галиной.

- Он будто что-то предчувствовал, - вспоминает Людмила, соседка семьи Пакус. - Перед отпуском доктор говорил, что уже был в Эмиратах и в этот раз почему-то совсем не хочет лететь.

- Скорблю. Игорь Альдорадович столько жизней спас, себя не уберег, - написала в социальных сетях наша коллега, которая долгое время лично знала Пакуса.

- Я должен был встречать мою знакомую Людмилу Гончарову, летевшую этим рейсом, - говорит Анатолий Котляров, депутат гордумы. - Но срочно выехал в Луганск, договорились встретиться уже днем. И вот...

Из переговоров видно, что паники на борту нет. "Захожу на второй круг. Пока-пока", - голос летчика и дальше - взрыв

- В авиакатастрофе погиб наш друг, очень добрый и светлый человек Виталик Веремеевский. Не стало целой семьи, с ним были и жена Наташа, и сын Саша. Когда ты в списках погибших видишь своих близких друзей, восприятие происходящего переворачивается кардинально, - рассказывает ростовчанин Олег Урецкий. - Виталий всю жизнь был связан с авиацией, сам летал и очень боялся летать пассажиром. Когда мы ехали вместе на отдых, он усаживал всех в хвост самолета, потому что считал, что там самые безопасные места, и даже в качестве пассажира обязательно следил за показателями погоды и состоянии взлетной полосы на каком-то своем, специализированном сайте для летчиков.

С женой и пятилетним сыном погиб директор областного центра пластической хирургии областной клинической больницы N 1, умница-хирург Олег Чистяков. Жена Виктория была на седьмом месяце беременности.

На борту находился директор департамента ЖКХ и благоустройства Новочеркасска Сергей Безгласный вместе с женой Юлией. В понедельник Сергей должен был выйти из отпуска на работу.

Ольга Клименко не дожила до своего 20-го дня рождения три дня. Она возвращалась из путешествия вместе со своим женихом Александром Божко и его сестрой Ольгой.

В международный сектор аэропорта все прибывали и прибывали родственники пассажиров злосчастного рейса. Родственников размещают в вип-зале. Тут страшно тихо. Люди молчат. Психологи объясняют такую реакцию шоковым состоянием. Это самое страшное. Глубокий стресс вызывает впоследствии психические и соматические расстройства. В воскресенье в больницы госпитализированы трое человек.

- Сейчас самое главное - не позволить человеку остаться наедине со своим горем, - говорит начальник Южного филиала Центра психологической помощи МЧС России Александр Джандубаев.

В помещении стоят иконы Спасителя и Богородицы. К ним несут свечи, молятся, о спасении души, о чуде - вдруг МОЙ - выжил, опоздал на самолет, не полетел?

- Некоторые ждут, что сейчас выйдут представители аэропорта и объявят, кого удалось спасти, - делится с нами отец Евгений. - Мы осторожно объясняем, что их близких уже нет. Это надо принять.

- Это какая-то ошибка. Этого не может быть! - срывается в крик женщина.

Михаил Гамов в авиакатастрофе потерял сына Валерия.

- Он с женой не первый раз путешествовал, - рассказывает он. Валера занимался ремонтом автомобилей. Копили специально на эту поездку. А утром меня разбудила внучка: папа разбился...

Следователи не скрывают, что процедура опознания тел будет долгой и тяжелой.

- По тем фрагментам, что остались, невозможно идентифицировать останки, - делится с нами сотрудник МЧС, вернувшийся со взлетно-посадочной полосы.

По словам замглавы МЧС России Сергея Воронова, результаты по идентификации будут через 2 недели.

Одна из основных версий авиакатастрофы - ошибка пилотирования.

- Почему экипаж не ушел на запасной аэродром? Сколько людей осталось бы в живых, - написала в своем блоге ростовчанка Ирина Томина. И этим вопросом задаются многие.

- В августе 2006 года под Донецком во время грозы потерпел катастрофу самолет Ту-154. Погибло 167 человек. Тогда мой папа, Павел Толченов, будучи командиром международной эскадрильи, написал стихотворение "А я уйду на запасной", - рассказала нам ростовчанка Ольга Сидорова.

Мы нашли Павла Толченова. Опытнейший летчик, 32 года общего летного стажа, 18 лет был командиром Ту-154.

- Я предполагаю, что произошел сдвиг ветра, - говорит он. - Ветер резко поменял скорость и направление. Упор исчез, и самолет рухнул. Я никогда не считал, что непогода может стать причиной авиакатастрофы. Роковой ошибкой может стать неправильное решение командира. Зачем при плохом прогнозе ждать улучшения погоды? Тогда как рядом три запасных аэродрома - до Краснодара полчаса лету, до Сочи и Минвод - час...

Летчики долго обсуждали с ростовскими диспетчерами скорость ветра, видимость, слабое обледенение в облаках и так далее. Из опубликованных переговоров видно, что паники на борту нет. "Захожу на второй круг. Пока-пока", - предупредил летчик. Дальше был взрыв.

Тем временем

Родственникам погибших при крушении в Ростове-на-Дону самолета авиакомпании FlyDubai положены страховые компенсации. "Поскольку перевозчик иностранный, то страховку он приобретал также в зарубежной компании, и именно она будет выполнять обязательства по выплате компенсаций пострадавшим", - рассказал президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. Объем страхового покрытия авиакомпании Flydubai превышает 500 миллионов долларов. Об этом сообщил министр транспорта РФ Максим Соколов. Внутри этой суммы 25-30 миллионов долларов может приходиться на сам самолет по риску авиакаско. Остальное пойдет на выплаты по пострадавшим и погибшим пассажирам и третьим лицам, за имущество аэропорта и т.д. Авиакомпания уже заявила о намерении выплатить по 20 тысяч долларов за каждого погибшего. Сумма страховых выплат будет определена в рамках международного права.Также родственники получат по одному миллиону рублей от регионов их проживания.

...но круг не спас

Олег Смирнов, заслуженный пилот СССР, член общественных советов Ространснадзора и Росавиации:

В авиации есть такое понятие "высота принятия решения" - это момент, когда нужно определиться, сажать самолет или нет. Но принимать это решение командир корабля вправе только тогда, когда увидит взлетно-посадочную полосу или ее огни. Это аксиома, которая закреплена в инструкциях. Поэтому пока, до расшифровки черных ящиков, я не могу объяснить действия экипажа.

Уход на второй круг - это очень непростой этап полета. Более того, для командира - всегда сложный психологический выбор. Некоторые пилоты считают, что уйти на второй круг - значит, расписаться в своей профессиональной слабости. А потому стремятся любой ценой совершить посадку с первого захода. Это глубочайшее заблуждение. Признак профессиональной слабости - не уход на второй круг, а неумение грамотно оценить обстановку при заходе на посадку. Я сам неоднократно уходил на второй круг, но всегда принимал это решение осознанно. Надо быть готовым выполнить его, отрабатывать этот маневр заранее на тренажере и реальном самолете. А главное - понимать теорию происходящих аэродинамических процессов.

Boeing-737-800 считается хорошим самолетом, но от законов физики никуда не денешься. При уходе на второй круг самолет "просаживается" за счет инерции, и эта особенность не всегда учитывается экипажем. Не учитываются критическая скорость, положение закрылков, высота, состояние атмосферы. Иногда превышается критический угол атаки, что ведет к потере подъемной силы крыла. Подобные ошибки дорого обходятся. Действия в плохих метеоусловиях описаны в кипе документов. За годы полетов учтена каждая ситуация. Бывает, самолеты сажают практически вслепую. Но экипаж должен быть натренирован. Это проблема организации летной подготовки. Несколько российских экипажей, которые летели в Ростов-на-Дону, проанализировав ситуацию со штормовым ветром, приняли грамотное решение: вообще отказались от посадки и ушли на запасной аэродром.

Самолет Boeing-737-800 - это летающий компьютер, который может даже приземляться в автоматическом режиме. Но история авиации знает катастрофы, когда электроника отказывала, а экипаж был не обучен надлежащим образом управлению в ручном режиме. И именно это становилось причиной трагедии. Передоверие электронике - серьезнейшая проблема.

Самолет - это снаряд, летящий со скоростью 1000 километров в час на высоте 10-12 километров. И люди, которые управляют этим снарядом, должны обладать соответствующими знаниями, уровнем ответственности, реакцией. Самолет, в случае чего, к обочине не поставишь. Он либо летит, либо нет.

В последнее время произошло несколько инцидентов с российскими самолетами, когда наши пилоты показали высокий профессионализм, отличную подготовку и знания. Отказывала техника, но человек был на высоте.

Вспомним ситуацию в Доминикане, когда у самолета, летевшего в Москву, загорелся двигатель. Экипаж принял единственно правильное решение - вернулся в аэропорт вылета и сумел с полной заправкой посадить самолет.

А случай в Тюмени 9 марта? У лайнера при взлете "потерялось" одно из колес шасси. На борту - 150 пассажиров! Все закончилось благополучно опять-таки только благодаря летчикам, которые сумели грамотно действовать в этой сложнейшей ситуации.

Там летчики справились. Здесь все закончилось трагически. Расследование покажет, почему. Я, как профессионал, не вижу пока никаких объективных обстоятельств, которые привели бы к такому исходу.

Когда верстался номер

"Черный ящик" разбившегося в авиакатастрофе в Ростове-на-Дону самолета "Боинг" вскрыт, качество информации хорошее, об этом вчера поздно вечером заявил заместитель главы Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Сергей Зайко. "Параметрический регистратор вскрыт, восстановлен разрушенный кабель, изучен модуль памяти, подключен. Проведено копирование информации, она получена. Качество информации хорошее. Самописец работал вплоть до столкновения с землей", - заявил он журналистам. По оценке чиновника можно "говорить, что запись есть и принадлежит нашему полету. По звуковому (самописец, фиксирующий разговоры пилотов между собой и с диспетчерской службой - "РГ"): также получил серьёзные повреждения, разрушен кабель был, поэтому сейчас проводятся работы по восстановлению. Возобновятся завтра утром", - сообщил Зайко.

Последние новости