21.03.2016 21:50
    Поделиться

    В Московском театре кукол поставили "Ежика в тумане"

    В зал, где идет спектакль, просто так не войдешь: за каждым, даже зрячим зрителем в фойе приходит "поводырь", протягивает веточку, и ты, держась за нее, куда-то идешь, закрыв глаза, проходишь сквозь дверь-"дупло" и оказываешься в сказочном зале-лесу. В нем щебечут птицы, нет рядов кресел, и, присев на мягкий пенечек, глаза можно открыть, а можно и не открывать и на ближайший час стать тем, кому "Ежик в тумане" (Сказка с закрытыми глазами) по Сергею Козлову и предназначен. То есть слепым.

    Три года назад для Московского театра кукол на Бауманской литовский режиссер Каролина Жерните придумала действо по мотивам гоголевской "Майской ночи" для незрячих зрителей. В спектакле они были уже не вполне зрители: люди, лишенные зрения, оказываются среди актеров, разыгрывающих сцены из Гоголя, вместе с актерами и куклами, сидя в креслах на колесах, кружатся в танце, оказываются по ходу действа то в "океане благоуханий" тихой украинской ночи, то на пиру у Головы, где их потчуют свежесваренной картошкой и пирожками.

    Спектакль объездил многие города и фестивали, номинировался на "Золотую маску", а теперь театр продолжил тему: режиссер Наталья Пахомова поставила "Ежика в тумане" - Сказку с закрытыми глазами.

    ...Сидя на пеньке, понимаешь многое из происходящего в "лесу" и не открывая глаз. Вот, кряхтя и охая, кто-то тяжело протопал мимо по дорожке: Мишка? "Четыре комарика", - чуть громче лесного шороха сказал, кажется, Ежик. Что-то быстро простучало мимо: Заяц? За спиной зашелестело: листва?

    В спектакле собраны и перемешаны несколько историй о Ежике, Мишке и Зайце. Герои Козлова собираются вместе "посумерничать": весь спектакль они спорят, спят, играют, рассказывают зрителю и друг другу о своей жизни. Мишка, в шкуру которого влез Евгений Ильин, пытается взять в толк, как это - смотреть на бегущего Зайца и на лес одновременно. Ежика в руках Евгения Казакова, конечно, несет по реке кто-то. Заяц, ведомый бодрым Мироном Овсянниковым, набравшись храбрости у Черного омута, перестал бояться кого бы то ни было ("Лиса увидела меня - разулыбалась: о, зайчатина свежая топает. А я даже головы не повернул!")

    "Мы хотели уравнять зрячих и незрячих, убрав цвет и свет", - объясняет режиссер Наталья Пахомова полутьму, в которой идет действие. Уравнять удалось, причем без фонограмм и ароматизаторов, которые не любят в этом театре. В "Майской ночи" запахи воды, мокрой листвы, цветов от смоченных в травяных настоях тканей. Зрители "Ежика в тумане" слышат плеск ручья, по которому ходят герои (это актеры носят бокалы с водой - она булькает), шум крыльев и уханье совы (оказывается, с похожим звуком крутится в руке резиновый шланг), хруст гальки под тяжестью мишкиных лап (кто-то жмет сухую фасоль в миске) и живое актерское пение под музыку питерского композитора Николая Морозова.

    "Вообразить можно все, что хочешь. И все, что вообразишь, будет как живое!" - бурчал Мишка. "Главное, что есть кто-то, кого никогда не видно", - вслух думал Ежик, упавший в реку. "В лесу ни звука. Лишь осинка на том берегу дрожит последним листом", - говорил Заяц о том, что мог слышать своими безразмерными ушами только он и те, у кого из-за отсутствия зрения обостряется слух.

    Дружить и просто наслаждаться тем, что вокруг, можно и с закрытыми глазами, говорили нам герои Козлова. "Ты лучше уходи из нашего леса, - сказали храброму Зайцу уставшие ухать над ним филины, - а то, глядя на тебя, все зайцы такими станут". Хорошо бы.

    В минувшие выходные у "Ежика в тумане" была премьера.

    Поделиться