Семь лет назад она решила помочь мужчине, который говорил что-то про больную собаку, и в итоге оказалась в руках маньяка. С тех пор она не покидала пределов комнаты, которая закрывается на кодовый замок. Маньяк, которого женщина называет Старый Ник, приходит почти каждый день, приносит еду, насилует женщину и уходит. Убить его нельзя - код от замка известен только ему, а в наглухо запертом помещении героиня и ее ребенок быстро умрут от голода.
Чтобы окончательно не добивать психику родившегося в комнате сына, женщина убеждает его, что комната - это весь мир, а люди в телевизоре ненастоящие. Старый Ник - волшебник, благодаря которому они живы. Мальчик принимает мир таким, каким описывает мать.
"Комната" Леонарда Абрахамсона, которая была показана в Москве в рамках Irish Week (фестиваль ирландского кино), сейчас обсуждается в основном в связи с присуждением "Оскара" за главную женскую роль Бри Ларсон. У той за плечами больше двух десятков ролей, но по-настоящему известной она стала именно после "Комнаты". Ларсон тут и впрямь хороша, даже несмотря на то что сердобольные академики выписали ей статуэтку за известный трюк, когда миловидная девушка благодаря отсутствию косметики с гримом и наличию невыгодного освещения выглядит дурнушкой. Но ее роль все же следует рассматривать как неразрывную часть дуэта с великолепным юным актером Джейкобом Тремблэ - уму непостижимо, как Абрахамсону удалось заставить шестилетнего ребенка так убедительно играть не столько эмоции, а полутона эмоций.
Полутона, впрочем, характерны не только для актерской игры, но и для задумки всего фильма. Легко представить, как из этой завязки вышел бы кровавый клаустрофобский триллер. Или история об абсолютном зле в лице терроризирующего несчастную девушку маньяка. Или, напротив, леденящая душу герметичная драма о стокгольмском синдроме. И режиссер тут, конечно, заигрывает со всеми сюжетными возможностями, но ему при этом хватает ума и таланта, чтобы сделать тонкую картину, чья эстетика лежит за рамками банальных ожиданий. "Комната" интересна еще и тем, что избегает лобового месседжа и высокопарной морали. Фильм четко делится на две части. Первая - это жизнь в комнате, ужасная, но предсказуемая и понятная. Вторая - жизнь после успешного побега, когда выяснится, что ожидания героини несколько не совпадают с реальностью. То есть жизнь после освобождения, конечно, в миллион раз лучше, но все равно способна причинять страдания и быть едва ли не такой же жестокой, как держащий в неволе маньяк.
У Абрахамсона видно желание сделать одновременно и реалистическую, и психологически достоверную картину. И рассматривать "Комнату" стоит как чрезвычайно удавшееся изображение череды амбивалентных психологических состояний.