А уповать на резкое падение курса доллара не стоит. Каким он будет по итогам текущего года, а также о перспективах промышленного производства в России и наиболее удачном моменте для повышения пенсионного возраста, рассказал министр экономического развития Алексей Улюкаев на "Деловом завтраке" в "Российской газете".
Алексей Валентинович, недавно вы предсказывали рост экономики уже в этом году, а промышленного производства - во II квартале 2016 года. В это трудно поверить, так как инвестиционные банки и аналитики ожидают спада экономики примерно на уровне прошлого года. На чем основаны ваши прогнозы?
Алексей Улюкаев: Все-таки, предсказания и прогнозы - разные вещи. У нас часто любое предположение чиновника или аналитика называют прогнозом. Но как бюджет делает только Минфин, так и прогноз - только Минэкономразвития. Тем не менее больших расхождений между оценками разных специалистов и нашими прогнозами я не вижу.
Наш официальный прогноз, который строился на среднегодовых ценах на нефть чуть выше, чем сегодня (41,5 доллара за баррель Brent), предполагал рост экономики на 0,7 процента. При 40 долларах за баррель - от нуля до минус 0,5 процента. То есть на экономический рост мы в этом году не выходим при таком сценарии.
Ситуация, в которой мы сегодня находимся, принципиально изменилась с середины июля 2015 года, после резкого спада ВВП, который охватил IV квартал 2014-го и I-II квартал 2015-го. Мы вошли в состояние неустойчивого равновесия, при котором в половине случаев месяц к месяцу при очистке от сезонных факторов ВВП показывал рост на 0,1 процента, а в другом случае - спад на 0,1 процента. Если сложить все плюсы и минусы по ВВП и промпроизводству, получим ноль.
Наша экономика ждет сигнала. Им могла бы стать отмена антироссийских санкций или их ослабление, что означало бы возможность выхода на международные рынки капитала. Сигналом могло бы быть и изменение политики Банка России, то есть существенное снижение ключевой ставки с учетом текущего и ожидаемого уровня инфляции. Сейчас разрыв между ставкой (11 процентов) и годовой инфляцией (7,8 процента) - 3,2 процента. За последние 3,5 года только один месяц был с таким разрывом - в декабре 2014-го. В остальные месяцы ставка была либо ниже инфляции, либо примерно немного - на 0,1-0,5 процента - выше.
Также сигналом для экономики могла бы быть более активная поддержка государством инвестиций. С точки зрения частного инвестора, если государство не инвестирует, то имеет на это причину, видит риски, в том числе фискальные и регулятивные.
Возвращаясь к цифрам: за январь-февраль этого года в промпроизводстве наметился небольшой рост, который сохранится и в целом за год динамика ВВП по году - либо ноль, либо небольшой минус. В январе было минус 2,7 процента, с учетом очистки от високосного дня в феврале - цифры остались теми же. На рубеже II-III кварталов мы должны перейти в положительную область. Отчасти это результат эффекта низкой базы прошлого года.
Говоря о позитивных сигналах, можно ли предположить, что вслед за ростом цены нефти курс доллара опустится до 50 рублей?
Алексей Улюкаев: Это уже не прогноз, а предсказание. На самом деле, на движения курса влияет состояние платежного баланса - текущий счет и капитальный. Первый полностью отражает нефтяную конъюнктуру, второй - иногда сильно влияет, иногда - не очень. Практика показывает, что при низких значениях цены нефти корреляция с курсом рубля вырастает почти до 100 процентов. Чем выше цена нефти, тем ниже зависимость, а большую роль получает капитальный счет.
И в прошлом году, и в этом состояние капитального счета намного лучше, чем прогнозировалось, исходя из графика платежей по внешнему долгу. По факту все немного по-другому: частично эти внутрихолдинговые долги, то есть "я сам себе должен через все свои дочерние и офшорные компании". Может сам себе и не платить.
Иногда рефинансироваться можно, что наглядно показала практика: в прошлом году было по крайней мере три успешных эмиссии номинированных в валюте бондов российских компаний.
Скорее всего, исходя из этих факторов, рубль должен быть несколько крепче, чем мы это предполагали в прошлом году при нынешних ценах на нефть. Я считаю, что среднегодовой курс доллара будет в динамике 60 - 70 рублей. Больше вероятность, что 65-70.
Если отталкиваться от сегодняшних цифр - 67,5 рубля за доллар и 41,5 доллара за баррель. Умножаем - получаем около 2,8 тысячи рублей, что уже гораздо ближе к стандартным значениям, чем ожидалось. Все позиции постепенно приходят в баланс, и это касается поведения населения и бизнеса, сберегательной активности, состояния финансовых рынков, уровня резервов банков, девальвационных и инфляционных ожиданий. Ребалансировка продолжится в течение всего года.
Прозвучало предложение о том, что пенсионный возраст стоит поднять уже после парламентских выборов в сентябре этого года. Каково ваше мнение на этот счет?
Алексей Улюкаев: Очевидно, что повышение пенсионного возраста - решение плохое, но неизбежное, и оно обязательно будет принято. Вопрос только в том, когда и как это сделать, так как подобное решение затронет положение всех людей, социальную и политическую ситуацию.
Думаю, разумно объявлять об этом в электорально спокойный период, например, в конце 2016 года. А расчеты необходимо завершить уже сейчас.
Как поступить - сохранить разрыв между выходом на пенсию мужчин и женщин или выровнять, как в большинстве стран? Базовое предложение - равное значение в 63 года (сейчас - 55 лет для женщин и 60 для мужчин). Еще один вариант - оставить разрыв в пять лет и поднять до уровня 60 и 65 лет соответственно. С моей точки зрения, это менее рационально.
Каким сделать шаг повышения? Логично в год повышать пенсионный возраст на полгода. Если берем планку 63 года, то для женщин потребуется совершить 16 годовых шагов. Параметры могут быть другие, так как логика есть во всех вариантах, но нужно смотреть, как люди, которых затронет реформа, распределены по отраслям, как это отразится на их доходах и прочее.
Эту аналитическую работу ведем мы, Минтруд, Минфин, нужно сопоставить наши оценки и выработать общую позицию.
Алексей Валентинович, в этом году у вас кроме личного юбилея (сегодня Алексею Улюкаеву исполняется 60 лет. - Прим. ред.) будет круглая дата вашего пребывания во власти. Что было труднее всего за эти 25 лет?
Алексей Улюкаев: Если правильно помню, я стал экономическим советником правительства 6 ноября, так что пока 24 года с хвостиком. Но у меня есть другая маленькая дата - буквально позавчера было 1000 дней, как я исполняю обязанности министра.
Сегодня 1002-й день. Так значит ночей было только 1001, как в сказке?
Алексей Улюкаев: Да, ночей пока только 1001. Когда было труднее? Это очень личное.
25 лет назад стране было гораздо труднее, чем сейчас. Риски огромные - политические, экономические, социальные, неопределенность невообразимая. Но поскольку я был на 25 лет моложе, у меня было гораздо больше иллюзий, казалось, что все возможно в этой жизни, со всем справимся - с чем-то за сто дней, с чем-то за тысячу. И поэтому лично мне было гораздо легче тогда, чем теперь. А стране, конечно, наоборот.
Сейчас у нас ситуация абсолютно штатная. С такими же вызовами время от времени сталкиваются все. Посмотрите на Бразилию, ЮАР, Турцию, другие страны, которые еще недавно были локомотивами мирового роста. В Бразилии, например, спад экономики и реальных доходов населения в полтора раза больше, чем у нас. И все страны выбираются из таких ситуаций, но кому-то на это больше времени требуется, кому-то меньше. И мы справимся, хотелось бы только, чтобы с меньшими издержками и побыстрее.
"Российская газета" поздравляет Алексея Валентиновича с юбилеем. И желает, чтобы в следующей тысяче дней у него было больше ночей для отдыха, а в ближайшие 25 лет кризисов в экономике случалось меньше.