23.03.2016 17:30
    Поделиться

    Откуда прилетели бельгийские террористы

    Возможно ли теперь существование единой, не разделенной заборами и погранзаставами, Европы после терактов в Бельгии и Париже? Способна ли вся "королевская рать" - спецслужбы Запада - противостоять террористам при действующем европейском законодательстве, предусматривающем высокий уровень гражданских свобод? И, наконец, продолжать ли Евросоюзу в нынешних обстоятельствах политику "открытых дверей" в отношении беженцев, сознавая, что вместе с ними на территорию Старого Света попадают и приверженцы радикального ислама?

    После бельгийских событий, которые унесли жизни 34 человек, эти вопросы становятся ключевыми при определении дальнейшей стратегии Запада в борьбе с терроризмом. В среду премьер Франции Манюэль Вальс предложил "срочно усилить контроль на внешних границах Евросоюза для того, чтобы остановить поток людей, пытающихся проникнуть в Европу по поддельным паспортам". Но, похоже, глава французского правительства, который ратует за укрепление периметра Шенгена, не слишком уверен, что эти хрестоматийные "усиления" сработают. Поэтому Вальс констатирует: "До сих пор мы не знали такой угрозы на таком уровне, и нам предстоит еще долгое время жить в условиях такой террористической угрозы". Иными словами, Европе в целом и французам в частности ничего не остается, как приучаться к существованию на пороховой бочке, твердо сознавая, что рвануть может в любом месте и в любой момент. И этой "се ля ви" Европе противопоставить нечего. "Ситуация осложняется тем, что мы имеем дело не только с внешним, но и внутренним врагом", - признает Вальс.

    Тот факт, что террористы, взорвавшие терминал аэропорта и станцию метро в Брюсселе, вовсе не прилетели с Венеры или Марса, а являются ранее ничем не примечательными жителями Бельгии, говорят первые итоги расследования. По понятным причинам они еще не раз будут уточняться, но главное уже известно. Трое - братья Бакрауи и некий Наджим Лахрауи - прибыли в аэропорт на такси. По словам подвозившего их водителя, при них находились не три чемодана, как запечатлела камера видеонаблюдения, а значительно больше. Эта вовремя переданная полиции информация помогла обнаружить в терминале одно из неразорвавшихся устройств. Благодаря мусорщикам, нашедшим выброшенный на свалку компьютер террористов, стала известна их переписка с лицами, имеющими отношение к ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки "ИГИЛ"). Известно, что один из братьев Бакрауи по поддельным документам снимал квартиру в брюссельской коммуне Форе. Кстати, братья были ранее известны полиции: одного из них в 2010 году приговорили к заключению в тюрьме за выстрелы из автомата Калашникова во время ограбления, но впоследствии условно-досрочно освободили. В съемной квартире при обыске полиция нашла следы Салаха Абдеслама, которого считают одним из организаторов терактов в Париже. Абдеслам был арестован примерно неделю назад. Некоторые эксперты считают, что сообщения в прессе о том, что он сотрудничает со следствием, заставили связанных с ним террористов осуществить новые взрывы. Впрочем, рассматривается и другая версия - организаторы терактов в Брюсселе не были напрямую связаны с Абдесламом и действовали по приказу лидеров ДАИШ, раздраженных поднятой на Западе шумихой об успехе бельгийских спецслужб.

    В среду госдепартамент США предупредил находящихся в Европе американцев об угрозе новых нападений, целями которых могут стать "спортивные мероприятия, туристические достопримечательности, рестораны и транспорт". Любопытно, что в ежедневном новостном бюллетене, распространяемом в интернете боевиками ДАИШ, также говорится, что в Брюсселе находятся еще несколько "начиненных взрывчаткой террористов, а также есть и другие взрывные устройства". Тем не менее власти Бельгии утверждают, что не имеют сведений о готовящихся нападениях. Как объясняет французская "Фигаро", "франко-бельгийские спецслужбы напрасно сфокусировали все внимание на Абдесламе, который является ни кем иным, как неудавшимся камикадзе, помощником по логистике". А тем временем, по мнению экспертов "Фигаро", другие террористические ячейки не из окружения Абдеслама подготовили скоординированный теракт. В оказавшихся в распоряжении британского телеканала Sky News документах, которые ему передал один из бывших членов ДАИШ, упоминаются "25 связанных с террористами бельгийцев, имеется 48 отсылов к бельгийским гражданам и 70 отсылов к стране, включая сведения о спонсорах, родственниках и номерах телефонов". Среди прочего в полученных британцами бумагах говорится о "бригаде смертников", состоящей минимум из 123 человек - жителей Франции, Германии, Испании, прошедших специальную подготовку.

    Будучи в прошлом министром внутренних дел Франции нынешний премьер Пятой республики Манюэль Вальс объясняет радикализацию молодежи "нежеланием разделять демократические ценности и очарованностью смертоносной идеологией". "Таких молодых людей в кварталах французских городов - тысячи. Причем это не только молодые люди, но и девушки. Они могут происходить как из семей бывших мигрантов, так и коренного населения", - с горечью констатирует глава французского правительства.

    Но Европа, судя по реакции политиков, не представляет, как действовать против террористов, чья цель "истощать ресурсы "неверных", подрывая веру населения в способность правительства обеспечить безопасность". При сложившемся уровне гражданских свобод в европейском обществе на деятельность спецслужб в борьбе с терроризмом накладывается множество ограничений, которые препятствуют выполнению поставленных задач. Однако отказ от этих свобод и приход к власти в странах ЕС антимигрантских националистических партий как раз то развитие событий, на которое рассчитывают идеологи ДАИШ, чтобы спровоцировать внутри Старого Света межрелигиозный конфликт. В своих комментариях к бельгийскому теракту премьер Франции предложил "дать эффективный ответ на распространение экстремистских идей", но не объяснил, как это сделать без применения репрессий к тысячам последователям радикального ислама, являющихся гражданами Франции.

    В своем комментарии к бельгийской трагедии американская The New York Times констатирует: "Брюссель быстро превращается в столицу исламского радикализма в Европе". Кандидат в президенты США от республиканцев Дональд Трамп в своем Twitter также напомнил соотечественникам: "Помните, каким красивым и безопасным был Брюссель. Больше этого уже нет, там как будто другой мир. США должны быть бдительными и действовать с умом".

    Сработавшие в аэропорту бельгийской столицы бомбы, по предварительным данным, были начинены гвоздями и другими острыми металлическими предметами. Отсюда такое число раненых. Среди пострадавших граждане 40 государств. Американские СМИ рассказали любопытную историю о своем соотечественнике, 19-тилетнем Мэйсоне Уэллсе (он был доставлен в больницу с ожогами лицами и шрапнельными ранами). Тот, как выяснилось, пережил уже третий теракт в своей жизни. Мэйсон стоял в 2013 году у финишной черты бостонского марафона, когда там прогремел взрыв, а затем в ноябре 2015 года оказался в Париже как раз в том время, когда там произошло нападение террористов.

    Бельгийские власти объявили в стране четвертый высший уровень угрозы, пообещав "не принимать во внимание бюджетный вопрос, когда речь идет о безопасности". Впрочем, прозрачность границ Европы и наличие сотен людей, вернувшихся, повоевав в Ираке и Сирии, на законных основаниях в Старый Свет, осложняет работу спецслужб ЕС. Глава МИД России Сергей Лавров, открывая встречу с министром иностранных дел Германии, высказался по терактам в Брюсселе: "Очень надеюсь, что европейцы перед лицом страшной угрозы терроризма отложат в сторону геополитические игры и объединятся для того, чтобы не позволить террористам вершить дела на нашем общем континенте". Но на сегодняшний день взаимодействие Москвы и Евросоюза в антитеррористическом плане полностью заморожено...

    Тем временем

    Правительство Польши официально отказалось принимать мигрантов из стран Ближнего Востока и Африки в связи с терактами в Брюсселе. Об этом в интервью национальному радио заявил пресс-секретарь кабинета министров Рафал Бохенек. "Мы не можем допустить, чтобы события, которые сейчас происходят в Западной Европе, перенеслись на территорию Польши. Мы хотим защитить польских граждан от таких ситуаций. Пока система проверки мигрантов не будет действовать, тяжело говорить о каком-либо переселении и их распределении между странами ЕС", - заявил он.

    Комментарий

    Сергей Мельниченко, генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов":

    - Взрывы в брюссельском аэропорту свидетельствуют о незащищенности обычных пассажиров. Легкость, с которой террористы смогли пройти в здание терминала аэропорта Завентем и привести в действие взрывные устройства, говорит о том, что модель обеспечения авиационной безопасности в одном из политических центров Европы оказалась неработающей. Специалисты по безопасности полетов прекрасно знают, что наилучший результат приносит проактивная позиция, когда риски и угрозы выявляются и минимизируются до того, как происходит авиационное происшествие. Возможно, европейские специалисты по авиационной безопасности (не путать с безопасностью полетов!) разделяют такую позицию, но их действий по минимизации рисков оказалось явно недостаточно.

    Аэропорт, получивший официальное название "Добро пожаловать в Европу", стал местом, где одномоментно погибли десятки человек. Может ли что-то аналогичное произойти в других странах Европы? Общие стандарты по авиационной безопасности государств Европейского Союза прописаны в правилах, принятых Еврокомиссией в 2002 году, однако каждое государство внедряет эти стандарты по-разному, причем различия существуют не только между государствами, но и между аэропортами одной страны. По данным Международного совета аэропортов, в прошлом году пассажиропоток в аэропорту Брюсселя составил более 23 миллионов человек. Металлоискатели и сканирование багажа на входе в аэропорт не предусмотрены, впрочем, это обычная для Европы практика. В России, как известно, после взрывов двух самолетов в воздухе и в аэропорту Домодедово такая процедура обязательна.

    Примером также может служить Израиль. Обеспечение авиационной безопасности начинается задолго до полета - еще при покупке авиабилетов, причем как в страну, так и из нее. На этом этапе проводится невидимая для пассажиров работа спецслужб, изучающих личности каждого пассажира по различным базам данных. Первая проверка пассажиров проводится еще по дороге в тель-авивский международный аэропорт Бен-Гурион. Следующая проверка - перед входом в здание аэровокзала, после чего следует комплекс мер по авиационной безопасности, знакомый нам по другим аэропортам мира.
    Пассажиропоток Бен-Гуриона в прошлом году - более 16 миллионов человек, каждый из которых прошел одинаковую процедуру проверок по линии службы авиационной безопасности. Понятно, что на обеспечение мер безопасности в Израиле расходуются значительные средства. Что же делать другим государствам, где объемы пассажироперевозок намного превышают израильские? В тех же США, например, за прошлый год было перевезено около 800 миллионов пассажиров через 485 аэропортов. Американские специалисты, по сообщениям СNN, уже подсчитали, что внедрение "израильской модели" в стране приведет к росту расходов на обеспечение авиационной безопасности как минимум в десять раз. Можно предположить, что это вряд ли произойдет.

    Так что вновь и вновь на весах с одной стороны будут вопросы безопасности пассажиров, на другой - экономические соображения… Что перевесит?

    Подготовила Наталия Ячменникова

    Поделиться