Новости

23.03.2016 22:05

Им сверху видно все

Установлены новые правила для полетов беспилотных радиоуправляемых игрушек
Фотокорреспондент "РГ" Сергей Михеев со своим верным дроном. Фото: Сергей Михеев/ РГ
Фотокорреспондент "РГ" Сергей Михеев со своим верным дроном. Фото:
30 марта вступают в силу изменения в Воздушном кодексе: радиоуправляемые летающие игрушки (дроны) весом от 0,25 кг и выше положено регистрировать, а для их управления нужно получить статус "внешнего пилота".

Ты - летчик

Дроны пришли в нашу жизнь мощно и неожиданно. И что ни день, то новость.

В центре Москвы задержали человека, запустившего квадрокоптер (вертолет-беспилотник с четырьмя винтами) над Мавзолеем Ленина. А в минувшие выходные в США аэробус "Люфтганзы" чудом разминулся с беспилотником.

Многие помнят нашумевшую историю с пиццей. В Сыктывкаре коммерсанты начали ее доставлять клиентам по воздуху. Полеты пицца-беспилотника быстро прикрыли из-за нарушения правила использования воздушного пространства, но новость облетела земной шар, взорвав "Ютюб" миллионами просмотров.

Поправки в Воздушный кодекс РФ, которые требуют регистрировать беспилотные аппараты тяжелее 250 граммов, записываться в пилоты и согласовывать план полета, - лишь реакция на технические вызовы времени. Новые правила вызвали взрыв эмоций. Часть владельцев дронов негодует. Другие бахвалятся: летали и летать будем, всех не переловите. Третьи горько констатируют: сами виноваты, доигрались, не надо было выпендриваться - доставлять пиццу и летать над Мавзолеем.

Впрочем, все сходятся в одном: с небом уже не расстанемся, будем приспосабливаться.

И это хорошо. Поскольку массовое увлечение полетами - сродни призыву комсомола 90 лет назад: "Все на самолет!" На энтузиазме тогда получили мощнейшие ВВС. Сегодня есть шанс заполучить технически продвинутую молодежь, которая завтра поднимет экономику. Да и армии "внешние пилоты" не помешают.

Увернуться от дрона

В чем притягательность и очарование беспилотников?

Обратите внимание: никто из по-настоящему увлеченных людей вам не скажет, что я вот вчера запускал на пустыре квадрокоптер. Все говорят - я летал.

И именно это ощущение перевернуло мир. Можно дикими штрафами отвратить от перевозки пиццы на дронах коммерческие компании. Можно и нужно отогнать от аэродромов, АЭС и военных баз частные беспилотники. Вероятно, будут попытки ограничить съемки с воздуха дач наших звезд и олигархов. К слову, многие фотографы обзаводятся квадрокоптерами: с высоты можно получить немыслимые ранее ракурсы.

Но ничего не поделать с десятками тысяч людей, которые заболели небом. Полет скоростного дрона, которым управляет с земли пилот в очках виртуальной реальности - невероятное удовольствие. Хотя и довольно дорогое.

Но можно полетать и без виртуальных очков. Цены на квадрокоптеры начинаются от 1,5 тыс. руб. А уж дальше по принципу: охота пуще неволи. Кто-то перегорит, другой продолжит изводить семейный бюджет на увлечения.

Что собой представляет дрон, которому "с неба видно все"?

Китайский квадрокоптер DJI Phantom 3 Advanced: максимальная скорость - 16 м/c, вес -1,3 кг. Оснащен датчиками GPS и ГЛОНАСС. Может автоматически вернуться к точке взлета. Радиус действия ограничен дальностью управления по радиоканалу - 2000 м. Батареи хватает на 23 минуты полета. На борту 12-мегапиксельная видеокамера. Диапазон цен: от 60 до 110 тыс. в зависимости от продавца и комплектации.

Производитель "Фантома" понимает, что такая игрушка в руках отчаянного пилота может наломать дров. Поэтому страхуется: вблизи любого аэродрома на планете вы не сможете даже запустить его двигатели. Датчик GPS этого не позволит. Правда, можно запускать и без режима GPS, тут все на совести пилота.

Ограничения на аэродромы введены не случайно. Упомянутый аэробус A380 "Люфтганзы" 19 марта заходил на посадку в аэропорт Лос-Анджелеса, когда на высоте 1,5 км экипаж увидел беспилотный летательный аппарат. Прошел всего в 60 метрах. В небо экстренно подняли полицейские вертолеты, но дрон скрылся.

Счет опасных сближений пассажирских лайнеров с подобными НЛО идет на сотни. Все - за границей, преимущественно в США, где на руках уже больше миллиона дронов. Был даже случай, когда беспилотник пролетел в 20 метрах от самолета, на борту которого было 160 пассажиров.

Могут возразить: дрон не зенитная ракета и не должен повредить огромный самолет. Но на большой скорости даже легкий предмет наносит серьезные повреждения. Кроме того, пилот не может знать, что именно приближается к его самолету, и попытается отвернуть. У земли такие маневры приводят к трагедиям.

Ванильное небо

В России не было подобных инцидентов. Но дроны во всем мире одинаковые, потому и тенденции авиационных властей схожие: везде начали затягивать гайки.

По-разному. Например, в США с прошлого года дрон весом свыше 250 граммов приказали регистрировать. Сначала бесплатно, сегодня это стоит 5 долларов. За 3 месяца официально зарегистрировано 400 тысяч аппаратов.

У них это несложно: заходишь на специальный сайт, сообщаешь фамилию, адрес и номер кредитки. Получаешь номер, наносишь его на свой аппарат. Пилоту должно быть либо минимум 13 лет, либо подросток "летает" со взрослыми. Правила простые: контролируй свой аппарат, не поднимайся выше 120 метров и не подлетай ближе 8 км к аэродромам. Есть и другие места, где нельзя летать.

Нарушил - штраф до 250 тыс. долларов.

Вопрос - а где нельзя? - непростой. Обычно люди узнают ответ лишь после того, как их арестовывают. В Нью-Йорке полиция задержала туриста из России за запуск беспилотника во время парада в Центральном парке. Недавно нашего телеведущего арестовали в Риме: журналист запустил над Колизеем квадрокоптер с камерой.

Ограничений все больше. В Литве с 1 января 2017 года на дроны весом 1,5 кг и больше вводят ОСАГО. В Голландии в районе аэропортов против БПЛА действуют специально обученные хищные птицы. Дальше всех пошли японцы: там создан полицейский квадрокоптер-перехватчик, который ловит в сеть дроны-нарушители.

Что же до российских реалий, то пока с дронами-нарушителями мы боремся силой закона. Хотя вопросов по их применению много.

Несмотря на то что до введения новых правил осталась неделя, большинство наших авиалюбителей пока знают лишь, что надо беспилотники регистрировать и получать удостоверение пилота БПЛА. Но не знают - как.

Зато сами продавцы дронов уже предлагают услугу: покупая беспилотник, записывайтесь в школу внешних пилотов. Четырехчасовой курс "Визуальный полет" стоит 3 тыс. За 4 тыс. обещают обучить продвинутому пилотажу по камере.

Конкретно
  • С 30 марта 2016 года в России согласно обновленному Воздушному кодексу госрегистрации подлежат все беспилотные воздушные суда взлетной массой от 250 граммов.
  • Важно знать, что взлетная масса - это не вес аппарата из коробки. Это совокупная масса: грузоподъемность, прибавленная к весу устройства.
  • Государственный реестр беспилотников будет вести Росавиация. После регистрации на дроны будут наноситься государственный и регистрационный знаки.
  • За нарушение правил использования воздушного пространства владелец беспилотника может быть оштрафован до 5 тыс. рублей (физическое лицо) и до 300 тыс. (компания).
  • Цена на беспилотники в РФ - от 1,5 тыс. до 1,5 млн рублей.

Кстати

Самый миниатюрный дрон в мире - Aerius: квадрокоптер весом 7 граммов. Он способен продержаться в воздухе 5-7 минут, заряжается посредством USB за 15 минут.

Самый "дальний" коммерческий беспилотник создан в Англии. Квадрокоптер Enduro-1 долетел от побережья Франции до окрестностей британского Дувра за 72 минуты. Дистанция - 35 км. По правилам оператор должен находиться не более чем в 500 метрах от управляемого дрона, поэтому за Enduro-1 следовала лодка сопровождения.

Последние новости