24.03.2016 12:05
    Поделиться

    Господдержку фермеров Крыма увеличили почти на 30 миллионов

    Вспышка африканской чумы свиней, зафиксированная в республике месяц назад, ударила по финансовому положению многих производителей. Правительство Крыма компенсировало убытки, но, к сожалению, потеря поголовья в частных хозяйствах оказалась не единственной проблемой. О перспективах развития фермерства рассказал "РГ" министр сельского хозяйства РК Андрей Григоренко.

    После чумы

    - Андрей Александрович, какие проблемы предстоит решить после снятия карантина, связанного со вспышкой АЧС?

    Андрей Григоренко: Вспышка АЧС актуализировала проблему организации забоя и утилизации трупов сельхозживотных, которую нужно срочно решать. В Крыму нет сертифицированных боен, а практикуется, как говорят в народе, убой на пеньке, не соответствующий никаким ветеринарным нормам. Нам нужно идти к цивилизации, поэтому в 2016 году в республике предусмотрено возмещение до 50 процентов прямых затрат на строительство и реконструкцию боен.

    - Эти средства выделены в рамках поддержки крымских фермеров, предоставленной в конце февраля правительством РФ?

    Андрей Григоренко: Они не связаны со вспышкой АЧС. Гранты будут направлены на создание и развитие крестьянских фермерских хозяйств и выплату единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров. Причем по сравнению с прошлым годом размер финансовой помощи увеличен почти на 30 миллионов рублей, благодаря чему гранты смогут получить более 60 начинающих фермеров. Кроме того, Крыму выделена субсидия из федерального бюджета на развитие семейных животноводческих ферм. Это еще 50 миллионов рублей, что вдвое больше прошлогодней суммы. Поддержку смогут получить до пяти ферм. Это повысит эффективность работы малых форм хозяйствования и увеличит объемы производства сельхозпродукции, потому что фермеры, личные подсобные хозяйства, индивидуальные предприниматели имеют большой потенциал. Но им нужно помочь.

    Из семьи в бизнес

    - В прошлом году сельхозпроизводители Крыма не освоили все средства, выделенные по программам господдержки. Что, на ваш взгляд, им помешало?

    Андрей Григоренко: В первую очередь то, что большинство производителей сельхозпродукции ведут предпринимательскую деятельность без государственной регистрации. Это личные подсобные хозяйства (ЛПХ), которые теоретически должны обеспечивать свои семьи продуктами, а в реальности производят их для продажи. Они не фермеры, не юрлица, не члены сельхозкооперативов, то есть, по сути, не предприниматели, и потому не могут претендовать на поддержку государства. Кроме того, они не попадают ни в официальную статистику, ни в поле зрения министерства. Их никто не контролирует, и это одна из причин недавней вспышки АЧС.

    - Как же тогда легализовать сельхозпроизводство, сосредоточенное сейчас в ЛПХ?

    Андрей Григоренко: Есть несколько вариантов: зарегистрировать крестьянское фермерское хозяйство, в которое могут войти до пяти человек. Либо объединить ЛПХ в сельскохозяйственные производственные кооперативы. Тогда в наше поле зрения попали бы не только ЛПХ, но и фирмы, реализующие сельхозпродукцию в торговой сети. А сокращение числа посредников между производителем и потребителем поспособствует снижению цен на нее. Кооперативу за счет формирования крупных партий товара проще организовать не только сбыт, но и закупку удобрений, кормов, оборудования, техники. Кроме того, кооператив - это единственный способ для ЛПХ получить финансовую поддержку государства.

    - На какие же виды бюджетной помощи смогут рассчитывать кооперативы?

    Андрей Григоренко: На все, причем не только из республиканского, но и федерального бюджета, где поддержка малых форм агробизнеса прописана отдельной строкой. Более того, в отличие от крупных сельхозпроизводителей, которым мы в основном помогаем путем субсидирования процентных ставок по кредитам, малым фермам мы готовы предоставлять грантовую поддержку авансом. Например, на оборудование для создания молокоприемного пункта или перерабатывающего производства сельхозкооператив может получить до половины необходимой суммы. У Крыма сейчас есть уникальный шанс: после национализации целого ряда активов предприниматели-аграрии, став их собственниками, могут сами создать на их базе перерабатывающие кооперативы. В этом случае не будет конфликта интересов производителей сырья и переработчиков, поскольку это единая структура, самостоятельно регулирующая закупочные цены. Но инициатива должна исходить от фермеров, а мы поможем ее реализовать.

    Ближе к фермеру

    - Идея сельхозкооперации не раз продвигалась в массы, но так и не получила распространения в Крыму. Как министерство будет ее популяризировать?

    Андрей Григоренко: Министерство не сможет вести эту работу без помощи глав муниципалитетов и сельских поселений. Они могут найти предприимчивых людей и площадки для создания производства. Местные власти вправе выделить сельхозкооперативу землю для расширения хозяйства, передать ему пустующие объекты недвижимости. Я за полгода проехал по Крыму 40 тысяч километров и видел много заброшенных ферм и свинокомплексов. А люди, желающие заняться сельхозпроизводством, зажаты несколькими сотками земли. Поэтому задача власти - дать им активы, помочь зарегистрироваться и, как говорится, пыль с них сдувать, чтобы они обеспечивали Крым своей продукцией.

    - Но, наверное, и муниципалитеты надо учить тому, как работать с сельхозпроизводителями?

    Андрей Григоренко: Есть проблема квалификации отдельных специалистов, поэтому в нынешнем году запускаем программу их обучения на базе Академии биоресурсов и природопользования КФУ. Кроме того, готовим единую информационную систему АПК Крыма, доступ к которой получат муниципальные служащие в сфере сельского хозяйства каждого поселения. В нее внесем сведения не только о крупных хозяйствах, но и о ЛПХ, чтобы у нас были достоверные данные, в частности, о количестве сельхозживотных. На их основе сможем принимать эффективные управленческие решения. На создание этой программы средства заложены, и мининформации РК поможет реализовать проект.

    - Устранит ли это бюрократические препоны, на которые часто жалуются фермеры?

    Андрей Григоренко: Бюрократия действительно большая проблема. Поэтому после повышения квалификации специалистов муниципалитетов министерство подпишет с администрациями поселений соглашения о совместной реализации программ господдержки, наделив их полномочиями приема документов. У фермера нет времени ходить по чиновничьим кабинетам, он должен иметь возможность в своем районе сдать все документы и получить финансовую помощь от государства. В идеале он должен будет выезжать в минсельхоз РК раз в год, чтобы защитить свою программу развития. Все остальные вопросы должны решаться в районном управлении сельского хозяйства. И только в том случае, если на местном уровне проблему решить невозможно, нужно выносить ее на уровень министерства. Причем выезд фермера или руководителя сельхозпредприятия в министерство будет возможен в установленное время и только вместе с начальником местного управления. Я уже предупредил всех сотрудников министерства: если кто-то позволит себе вызвать производителя для уточнения какой-то запятой в бумажке, он будет наказан. Не фермеры должны бегать за чиновниками, а чиновники обязаны выезжать на село.

    - Значит ли это, что малые формы хозяйствования станут приоритетными в Крыму?

    Андрей Григоренко: Производительность труда у фермеров выше, чем у крупных предприятий, потому что они отдают своему производству силы и средства как никто другой. Неслучайно за границей фермеры - основа агробизнеса. Есть и крупные производители, у которых себестоимость продукции низкая за счет внедрения новейших технологий. Но структура аграрного бизнеса отрегулирована - нет перекоса ни в сторону крупных, ни в сторону мелких производителей. Такой баланс планируем установить и в Крыму.

    Нашему населению и туристам требуется много качественной и дешевой продукции. Достичь больших объемов производства, например, мяса птицы, свинины, проще в крупных хозяйствах. Но есть продукты, которые возьмется производить только фермер, и мы ему поможем. Более того, будем поддерживать кооперацию фермеров и крупных производителей на справедливых условиях. Очень рассчитываем на помощь общественных организаций в этом вопросе: власть должна опираться на них, потому что мы не сможем принять каждого фермера, да и проблемы у большинства идентичные. Нужно создать ассоциации производителей молока, мяса и других видов сельхозпродукции. Они помогут донести до чиновников мнения производителей, а мы учтем их при принятии решений.

    Справка "РГ"

    После воссоединения Крыма с Россией количество фермерских хозяйств в республике увеличилось почти на 500 и достигло 1513. На долю этих производителей приходится около трех процентов ВВП, а в общем объеме сельхозпродукции региона они занимают 81,3 процента.

    Поделиться