Что касается причины авиакатастрофы, то она, скорее всего, действительно технического характера, уверен эксперт. Но в чем именно было дело, предстоит выяснить.
По версии одних источников, знакомых с ходом расследования, произошло заклинивание руля высоты. Другие же утверждают, что в режим пикирования включился стабилизатор, он находится у киля. С включенным стабилизатором руль высоты уже не имеет никакой эффективности, на штурвал самолет практически не реагирует, и пилоты явно не понимали, что в резком пике виноват стабилизатор.
Почему включился в режим пике стабилизатор - вопрос. Он приводится в действие кнопкой, которую пилоты называют "кнюпель". По словам Жоржа Шишкина, стабилизатор мог включаться сам во время того, как один из пилотов оказывал слишком активное воздействие на руль.
При этом эксперт не исключил отказ техники, как это произошло с Boeing в Казани. А до этого было еще как минимум семь авиаинцидентов с этим типом судов из-за неисправностей руля высоты.
То, что неисправность или некорректность действий в управлении появилась в последние минуты, видно и на данных сервиса Flightradar. На первом и втором графике попыток приземлиться наклон линий идентичен, что говорит о совершении одинаковых действий пилотов (как по скорости снижения, так и по конечной высотной отметке на момент совершения манёвра по снижению), утверждает независимый технический эксперт Юрий Антипов.
Но при второй попытке приземлиться скорость достаточно быстро возросла, высота осталась практически такой же, говорит эксперт. Далее сервис фиксирует падение. И это при том, что при второй попытке вес самолёта стал значительно меньше после двухчасового вырабатывания топлива. Самолёт должен был "мухой" отреагировать на увеличение скорости и набрать высоту. Но даже облегчённым не смог этого сделать, отмечает Антипов.
"Пилоты, думаю, не виноваты. Алгоритм действий одинаков и при первой попытке, и при второй. Разница в том, что самолёт по неизвестной технической причине во время второй попытки набирал высоту довольно вяло", - считает независимый технический эксперт Юрий Антипов.
Первые предварительные, но уже официальные комментарии о расследовании катастрофы с самолетом Boeing 737-800 авиакомпании "FlyDubai" в Ростове-на-Дону появятся не раньше середины апреля, отметил в беседе с "РГ" представитель Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Артур Мурадян.
И только в апреле могут появиться официальные записи расшифрованных переговоров пилотов. В пятницу редакция программы "Вести" получила от источника в комиссии по расследованию катастрофы расшифровку последних слов экипажа самолета, за минуту до столкновения с землей.
Первый пилот Boeing Аристос Сократус принимает решение уходить на второй круг из-за плохих погодных условий. Борт с включенным автопилотом идет на второй заход, и экипаж констатирует уход вверх: "Набираем 50". Набор высоты идет 40 секунд с помощью автоматики, потом пилот отключает автопилот, после чего Boeing ныряет вниз. И в кабине якобы звучит фраза "Не волнуйся, тяни!". Однако сделать уже ничего нельзя.
В МАК не стали комментировать "РГ" достоверность данной информации, отметив лишь, что голоса пилотов в эфире озвучены представителями канала.