Количество аварий среди молодых водителей снизилось на 26,5%
Некие промежуточные итоги этой реформы подвели руководители автошкол на 13-м по счету семинаре-совещании. В общем, изменения требований в процессе подготовки водителей дали свои плоды. Количество аварий среди молодых водителей со стажем до двух лет по итогам прошлого года снизилось на 26,5 процента. Аварийность молодых мотоциклистов и водителей мопедов снизилась на 45,9 процента. При этом количество сдающих экзамены в ГИБДД с первого раза увеличилось на 5 процентов. Это говорит о том, что в автошколах стали лучше готовить водителей.
С другой стороны, количество автошкол в стране заметно сократилось. Их было около 8 тысяч, а осталось 6,9 тысячи. То есть цель, которая ставилась изначально, - избавиться от серых и мошеннических автошкол - отчасти достигнута.
Напомним, что работа над долгожданным регламентом по приему экзаменов велась буквально до момента его регистрации в минюсте совместно с представителями общественности. В итоге в документе учтены почти все пожелания тех, кто готовит водителей. Так, например, убраны временные ограничения на исполнение того или иного упражнения на площадке. Осталось только общее время экзамена. Отсечка времени осталась только для одного упражнения - скоростное маневрирование для мотоциклов и мопедов. Но и само по себе это упражнение не обязательно. Напомним, что вокруг него было множество споров. Не у всех автошкол есть площадки нужных размеров. А значит, и принимать этот элемент не везде возможно.
Не у всех экзаменационных подразделений ГИБДД есть свои площадки и свои автомобили. Поэтому зачастую прием экзаменов проходит на базе автошкол. Однако условия подобного взаимодействия в регламенте не прописаны. В ГИБДД считают, что это должно устанавливаться другим приказом МВД. Такой документ сейчас разрабатывается. А раз регламент вступает в силу с 1 сентября, то и время на подготовку нового приказа есть. Хотя и очень мало.
Ведь изначально предполагалось, что инспекторы будут приезжать на прием первых двух этапов - теории и площадки - в автошколу , которая соответствует требованиям ГИБДД. А в автошколы, у которых есть автоматизированные автодромы, даже приезжать не будут. Засчитают внутренний экзамен как основной. Останется только сдать в ГИБДД управление в городских условиях. Вот порядок такого взаимодействия и должен быть прописан в новом приказе МВД.
Зато в регламенте прописано, что при приеме экзаменов на управление в городских условиях на машине автошколы на соседнем с водителем сиденье должен находится собственник автомобиля или его представитель. А инспектор на заднем сиденье располагается так, чтобы контролировать действия кандидата в водители и его инструктора. Это позволит повысить безопасность при приеме экзаменов и не допустить нештатных ситуаций. Во всяком случае, понятно будет, кто и за что несет ответственность, потому что кандидат, несмотря на то, что уже получил от автошколы свидетельство о присвоении профессии "водитель", водительского удостоверения еще не имеет. А значит, и находиться самостоятельно за рулем не может.
Однако руководители автошкол считают, что необходим еще ряд документов для успешной работы. Дело в том, что полностью избавиться от недобросовестных автошкол не удалось. Некоторые, чтобы получить акт осмотра ГИБДД, заключают договор аренды помещений и площадок, а после получения акта эти договоры разрывают. И обучают будущих водителей где и как придется. У некоторых есть свои площадки в соседних регионах. Но обучают-то они здесь на месте. Остается вопрос - где и насколько безопасно?
А еще они активно демпингуют. За счет чего им удается снижать цену на обучение? Правильно, за счет сокращения количества занятий. Некоторые даже практикуют онлайн обучение. Хотя каким образом дистанционно преподавать первую помощь - непонятно.
Поэтому и было предложено министерствам и ведомствам подумать над таким вопросом, как постлицензионный контроль. Это, конечно, добавит неприятностей порядочным автошколам, но избавит от "липовых".
Также среди предложений прозвучало и установление минимальной стоимости обучения в регионе. Как это сделано для техосмотра. Напомним, что Федеральная служба по тарифам упразднена в прошлом году, а ее полномочия переданы ФАС. То есть разработать такие тарифы может антимонопольное ведомство.