28.03.2016 20:55
    Поделиться

    Какую технику российские саперы используют для разминирования Пальмиры

    Для того, чтобы выполнить поручение президента РФ Владимира Путина - оказать максимальное содействие сирийской армии в разминировании освобожденных территорий в районе Пальмиры, - у наших военных имеются современные технические средства и опытные кадры. Начальник российского Генштаба Валерий Герасимов заявил, что Минобороны России в ближайшие дни перебросит в Сирию специалистов Международного противоминного центра и роботов-саперов.

    Специализированный инженерный Центр расположен в подмосковном поселке Нахабино. Именно там готовят участников так называемого гуманитарного разминирования и спецов по противодействию самодельным взрывным устройствам.

    Выпускники центра не первый год занимаются поиском и уничтожением боеприпасов, оставшихся в земле и в воде после войн и вооруженных конфликтов. Причем делают это не только на территории РФ, но и за ее пределами. На базе в Нахабино создан постоянно пополняемый банк данных по различным типам взрывных устройств, в том числе самодельным. Кроме того, наши офицеры подробно протоколируют все "взрывные" инциденты и обмениваются такой информацией с зарубежными коллегами.

    Но самое важное, что в России накоплен большой опыт гуманитарного разминирования. Например, инженерные подразделения минобороны с 2012 года занимаются сплошной очисткой местности в Чеченской Республике и Ингушетии. За это время военные саперы вернули в сельскохозяйственный оборот около 8 тысяч гектаров земли.

    К тому же на Кавказе они испытали новые противоосколочные костюмы ОВР-1 "Сокол", ОВР-2 и роботизированный комплекс разминирования "Уран-6". Логично предположить, что эту амуницию и эту технику наши военнослужащие используют при работе в Пальмире.

    Известно, что террористы буквально нашпиговали город и его окрестности противотанковыми и противопехотными минами, разного рода взрывными ловушками и растяжками.

    Новый защитный костюм ОВР-1 "Сокол" предохранит саперов от их воздействия. Весит эта амуниция 8,5 килограмма. Она надежно защищает военнослужащего от осколков, образующихся при срабатывании взрывных устройств. Бронированные элементы "Сокола" изготовлены из легкого и высокопрочного полиэтилена.

    Саперу в этом костюме не страшны взрывные устройства, имеющие неконтактный взрыватель и реагирующие на присутствие рядом металла. Ткань верха защитного комплекта выполнена из негорючего материала, поэтому "Сокол" сохраняет свои защитные свойства в диапазоне температур от -40 до +50 градусов, а также при воздействии дождя и мокрого снега.

    В работе с наиболее опасными инженерными боеприпасами саперам очень пригодится самоходный радиоуправляемый бойковый минный трал "Уран-6". В зависимости от выполняемых задач военные могут использовать одно из пяти имеющихся в его арсенале тральных устройств.

    Хотя весит эта техника под 6 тонн, она достаточно проста в управлении. Руководит комплексом оператор, удаленный от места разминирования на расстояние до тысячи метров, - такая дистанция гарантирует саперу безопасность при подрыве боеприпаса. Однако главной особенностью "Урана-6" является аппаратура, позволяющая не просто находить и уничтожать все существующие виды боеприпасов, но и предварительно идентифицировать их.

    Этот робот в состоянии отличить, к примеру, авиабомбу и от артиллерийского снаряда, и от противотанковой мины. Военные говорят, что ничего подобного в армии прежде не было. Кроме того, механический сапер может ликвидировать взрывное устройство с помощью специального вооружения, что гарантирует комплексу достаточно большой срок эксплуатации.

    Помимо роботизированной техники для очистки местности в Пальмире российские военные также могут использовать специально обученных собак.

    Между тем

    С российской авиабазы Хмеймим вывели три ударных вертолета - два Ми-24 и один Ми-35. Сирию эта техника в частично разобранном виде покинула на борту военно-транспортного самолета Ан-124 "Руслан". Вместе с вертолетами домой отправились их экипажи и инженерно-технический состав.

    В Сирии пилоты армейской авиации главным образом занимались патрулированием территории вокруг нашей авиабазы. Кроме того, они сопровождали воздушные суда, перевозящие людей, технику и различные грузы.

    Авторитетно

    Сирийские власти надеются, что даже взорванные террористами памятники в Пальмире получится восстановить. Как рассказал "РГ" глава департамента древностей и музеев Минкультуры Сирии Маамун Абдулкарим, "несмотря на колоссальный ущерб, восстановление взорванных памятников возможно. При этом мы не будем строить их заново, как сейчас часто практикуется при реконструкции зданий. Вместо этого мы постараемся сохранить исторический облик тысячелетних строений". По словам Абдулкарима, после взрывов остались большие обломки, которые можно будет соединить между собой. При этом, по его словам, сейчас Пальмира становится не только уникальным памятником поздней античности, но и символом опасности терроризма для всего культурного и духовного наследия человечества. "Поэтому мы хотим оставить в ходе реставрации отдельные следы причиненного фанатиками ущерба", - сказал чиновник. В настоящее время Маамун Абдулкарим выехал в Пальмиру, чтобы на месте оценить размер ущерба.

    Разумеется, для реставрации понадобятся деньги. Сирийские ученые совместно с мировым сообществом намерены привлечь к восстановлению Пальмиры внимание всего мира. Так, 19 апреля макет пальмирской триумфальной арки, лежащей сейчас в руинах, будет установлен на Трафальгарской площади в Лондоне. Затем эту арку перевезут в Нью-Йорк, а следом еще в несколько городов. Цель акции - привлечь внимание к ущербу, нанесенному террористами мировому наследию. Ведь реставрационные работы, по словам Абдулкарима, потребуют миллиардов долларов.

    И, конечно, остается другая проблема - бесчисленное количество ценностей было вывезено за рубеж, а средства от их продажи стали одной из статей дохода террористов. По словам замминистра иностранных дел РФ Олега Сыромолотова, легализация похищенных в Сирии артефактов через Турцию, где для них изготавливают поддельные сертификаты, стала огромной проблемой и требует отдельной инициативы со стороны международных органов.

    "На территориях, подконтрольных ДАИШ (арабское название запрещенной в России группировки ИГИЛ. - Ред.) , "Ан-Нусре" и другим исламистским организациям, города с пяти- и шеститысячелетней историей раскапывают бульдозерами, выбирая из отвалов только самое ценное, в первую очередь золото, - пояснил Абдулкарим. - Все остальное остается в кучах мусора. С 2013 года там работают банды так называемых "черных археологов", которые до того успели разграбить археологические объекты в Ливии. Львиная доля найденного поступает в распоряжение террористов. Затем артефакты вывозятся на аукционы или под прямые заказы коллекционеров на Запад".

    Сирийская сторона также хочет напомнить о Халиде аль-Асаде, ученом, всю жизнь посвятившем изучению Пальмиры. "Мы умоляли его уехать, - рассказал Абдулкарим. - Но он сказал, что прожил там больше восьмидесяти лет и не собирается покидать родину из-за каких-то боевиков. Те же рассчитывали, захватив Пальмиру, что ученый будет сотрудничать с ними и покажет, где спрятаны сокровища. Халид аль-Асад отказался, да и не мог он ничего показать, все ценное мы оттуда вывезли заранее. Тогда террористы его убили". Между тем гендиректор ЮНЕСКО Ирина Бокова приветствовала освобождение археологической зоны Пальмиры - главной исторической достопримечательности Сирии. Боевики ДАИШ были выбиты оттуда сирийской армией при поддержке ВКС РФ. Бокова назвала Пальмиру "городом-мучеником". "Начиная с захвата города год назад, Пальмира была символом "культурной чистки", которая свирепствует на Ближнем Востоке, - подчеркнула глава ЮНЕСКО. - Уничтожение и разграбление ее сокровищ, призванные сломать общество, вызвали единодушное возмущение и ускорили беспрецедентную мобилизацию в защиту ценностей, которые объединяют все человечество". Особенно она отметила утрату храмов Бела и Баал-Шамин, а также погребальных башен и триумфальной арки, взорванных террористами. "Это невосполнимая потеря для сирийского народа и мира в целом", - сказала Бокова. ЮНЕСКО готова послать в Пальмиру экспертов по сирийским ценностям, чтобы те оценили на месте масштаб разрушений. "Умышленное уничтожение наследия является военным преступлением, и ЮНЕСКО будет делать все, что в ее силах, чтобы документировать нанесенный ущерб, чтобы эти преступления не остались безнаказанными, - заявила Бокова. - Я хотела бы напомнить всем присутствующим сторонам об абсолютной необходимости сохранения этого уникального наследия как необходимого условия мира и будущего региона". Также сирийские власти готовят сейчас проекты реставрации других памятников, например замка Крак де Шевалье.

    Подготовил Константин Волков

    Поделиться