29.03.2016 20:10
    Поделиться

    Новый фильм Йоакима Триера "Громче, чем бомбы" выходит в прокат

    Выходит фильм Йоакима Триера с Изабель Юппер в главной роли
    Героиня фильма "Громче, чем бомбы" Изабель Рид (Изабель Юппер) была блестящим военным фотографом, чьи снимки из горячих точек публиковали крупнейшие информагентства и издания мира. Многим казалось, что у нее идеальная семья - любящий муж Джин (Гэбриел Бирн) и сыновья Джона (Джесси Айзенберг) и Конрад (Девин Друид), конечно, жили в постоянном беспокойстве за Изабель, но уже привыкли к ее регулярным командировкам в самые опасные места планеты.

    Однако три года назад Изабель не стало, причем виной тому стала не шальная пуля в очередной горячей точке, а ДТП возле дома. К годовщине смерти фотографа готовятся выставка ее лучших работ и заметка в крупной газете. Журналист Ричард Вайссман (Дэвид Стрэтэйрн), знавший Изабель гораздо лучше, чем хотелось бы ее мужу, намерен написать правду: смерть женщины вовсе не случайность, а спланированное самоубийство.

    Норвежский режиссер Йоаким Триер дебютировал десять лет назад фильмом "Реприза", который получил главный приз фестиваля в Карловых Варах и обеспечил молодому режиссеру попадание в списки самых многообещающих авторов Европы. "Реприза" - обаятельное произведение о радости и муках творчества, в которых реальность и фантазии двух главных героев - молодых писателей, работающих над своими дебютными романами, - сплетались в нелинейной структуре фильма. Причем эта нелинейность у Триера не означала трудно воспринимаемую заумь, причудливый киноязык не превращался в самоцель, а логично вытекал из содержания картины.

    Пять лет спустя после "Репризы" Триер выпустил "Осло, 31-го августа" - вольный ремейк "Блуждающего огонька" Луи Маля, в котором выписавшийся после реабилитации из наркологической клиники юноша Андерс за один день осознает, что стал всюду чужим, и сводит счеты с жизнью.

    "Громче, чем бомбы" - первый англоязычный фильм Триера (к тому же снятый за пределами родной Норвегии). От "Репризы" здесь - умная повествовательная структура, в которой флэшбеки с участием Изабель постепенно раскрывают характер героини и проливают свет на события, о которых зритель в начале фильма лишь смутно догадывался. От "Осло..." - тема самоубийства, экзистенциальная тоска и атмосфера чужеродности героя окружающей среде.

    Один из главных мотивов фильма - немой крик главной героини, которая разрывается между любимой работой, которой больше не в силах заниматься, и тихой семейной жизнью, которой совсем не умеет жить, а потому при первой возможности изменяет мужу. Но и эта доза адреналина не приносит ничего кроме дополнительных страданий.

    Третий фильм Йоахима Триера - эта трагедия невысказанных слов, элегическое повествование о жизни, полной умолчания и ранящих секретов. Помимо романа Изабель на стороне есть еще более важная тайна - тайна ее смерти для младшего сына Конрада. Не зная, как рассказать подростку о самоубийстве матери, отец полагает, что ложь ребенку - во спасение. И эта построенная на неправде хрупкая конструкция вот-вот рухнет из-за заметки в газете.

    На поверку именно сюжетная линия с Конрадом оказывается в картине главной и открывающей зрителю эволюцию Триера, который добавляет к смысловой палитре своих предыдущих картин новую краску. "Громче, чем бомбы" оказывается умеренно оптимистичным фильмом о преодолении, точнее о том, что любой психологический нарыв можно вылечить, когда целиком и полностью примешь все обстоятельства. Ложь в данном случае лишь кажется спасительным средством, на деле она ранит сильнее.

    Своей новой работой Триер заявляет о себе как мастер точного и честного психологического портрета, построенного на тончайших нюансах и лишенного какой-либо надуманности и фальши. И, вероятно, как главный норвежский режиссер наших дней: не случайно ведь именно "Громче, чем бомбы" стал первым с 1979 года норвежским фильмом в основном конкурсе Каннского кинофестиваля.

    Поделиться