29.03.2016 20:31
    Поделиться

    Режиссеры прокомментировали инициативу о защите их прав

    Депутаты Госдумы в ближайшее время внесут на рассмотрение палаты законопроект о защите прав интеллектуальной собственности режиссеров-постановщиков. Его разработкой по инициативе Гильдии театральных режиссеров и председателя гильдии Валерия Фокина занимается рабочая группа, в которую входят известные режиссеры, худруки театров, актеры, юристы, эксперты. Один из самых популярных вопросов в кулуарах: как могло случиться, что до сих пор театральных режиссеров можно назвать самым бесправным в авторском плане творческим классом?

    "Сложность проблемы не просто в том, что кто-то забыл о режиссере - о нем забыть невозможно, - говорил руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности Григорий Ивлиев при обсуждении темы на круглом столе в Госдуме. - Но когда подходят к определению правового статуса режиссера, связанного с защитой его многообразных прав, то мы оказываемся в растерянности, кто он: творец, художник, идеолог, организатор, педагог, создатель? Наверное, ближе всего определение подходит к тому, что режиссер - это создатель, силами которого рождается что-то совершенно новое. И именно поэтому творческую волю, содержательный и художественный уровень трудно зарегламентировать на правовом уровне и внести в практику".

    Из-за того, что в действующем законодательстве режиссер театра не имеет прав на интеллектуальную собственность, нередки ситуации, когда постановки используются другими, менее известными лицами без согласия режиссеров. Или же актеры, отправляясь "на заработки", "прихватывают" с собой целые спектакли или отдельные сцены, не заключая договоров с режиссером и не выплачивая ему вознаграждения. На это обращал внимание руководитель думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников. А Григорий Ивлиев рассказал, как сюжет, наконец, получил свое развитие: "Гильдия театральных режиссеров и ее председатель Валерий Фокин вместе с Константином Райкиным вышли с инициативой, и, прямо скажем, потребовали решения этой задачи в непростое сейчас для всех нас время. Естественно, путь решения только один - внесение изменений в Гражданский кодекс".

    Есть два возможных юридических решения: признание авторских прав режиссера на постановку конкретного спектакля и укрепление его смежных прав. На днях эксперты профильной рабочей группы договорились остановиться на втором варианте - укреплении смежных прав режиссера.

    "Конечно, признание авторских прав за режиссером-постановщиком, видимо, более полно защитило бы его интеллектуальные права, - комментировал Павел Крашенинников. - Однако на этом пути существуют труднопреодолимые препятствия в виде международных договоров, например, Договора о Евразийском экономическом союзе, в котором такие права не предусмотрены. Защитить интеллектуальные права режиссера-постановщика, как одного из исполнителей постановки, то есть обладателя смежного права, можно, не входя в противоречия с международным правом, и не менее эффективно". Второй вариант, по мнению экспертов, также позволит обеспечить исключительное право режиссера на постановку спектакля, право на имя в случае использования его постановки другими режиссерами или ее записи, право на неприкосновенность исполнения, то есть защиту постановки от внесения изменений и искажений.

    Художественный руководитель Театра Сатиры Александр Ширвиндт в юридические тонкости не вдавался: "То, что мы сегодня решаем, по-моему, очевидно. Это абсолютная аксиома! Нам нужно сейчас, не вникая в детали, всем высоким собранием удивленно посмотреть и сказать: "Как это могло быть? Что все, кроме постановщика, получают авторские, а режиссер - нет?"

    Марк Захаров говорил не о деньгах, а о сути профессии: "Снять фильм сегодня для московского зрителя намного проще, чем поставить спектакль. Вот мне надо осенью выпустить спектакль, и чтобы все на него пришли, а это сложная задача. А сделать какой-то арт-хаус, который, ну, нет проката, какой с меня спрос, зато в Сыктывкаре на фестивале отметили костюмы и музыку… Что-то я склеить могу, для телевидения смонтировать подлиннее, для проката покороче... По нашим профессиональным основам в смысле сложности театральная режиссура обогнала кинематограф. И теперь надежда на тех людей, которые обладают юридическим талантом и могут грамотно и четко все сформулировать, хотя это не просто".

    Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ".

    Поделиться