Новости

30.03.2016 23:55
Рубрика: Экономика

Поезд - гостиница - магазин

В Москве начинается строительство транспортно-пересадочных узлов
Вот что задумано сделать на Курском вокзале - проект транспортно-пересадочного узла. Фото: Аркадий Колыбалов/ РГ
Вот что задумано сделать на Курском вокзале - проект транспортно-пересадочного узла. Фото:
Первый конкурс на строительство транспортно-пересадочного узла возле станций метро и МКМЖД "Ботанический сад" прошел в столице. Компания-победитель заплатила за две площадки, предназначенные под него, 1,14 млрд руб.

Еще два участка земли под ТПУ "Алма-Атинская" и "Новокосино" разыграют в конце апреля. Так начала реализовываться еще одна попытка города создать ТПУ в городе с участием частных инвесторов. Предыдущий опыт закончился тем, что прямо у станций подземки появились обычные торговые центры, только усложнившие дорогу пассажирам. Сумеет ли на сей раз город избежать этого?

Идея частно-коммерческого ТПУ выглядит очень привлекательно: город дает драгоценное место рядом с метро, инвестор строит парковку, удобные теплые залы ожидания автобусов, делает крытые переходы, ну и торговый центр, чтобы все это окупить. Первые два частно-коммерческих ТПУ, построенные по такой схеме, открывали с большой помпой на "Планерной" и "Калужской" несколько лет назад. После этого пассажиры, чтобы попасть к своим автобусам, долго блуждали по торговым этажам, а перехватывающая парковка оказалась платной. Инвесторы сделали все для того, чтобы получить максимальный доход, "забыв", что затевалось это для другого. По словам Гамида Булатова, первого замруководителя департамента транспорта, сейчас предлагается иной подход: транспортную составляющую проектирует и делает город. Те самые теплые переходы, залы ожидания, посадочные терминалы, где для пассажира работает принцип "сухих ног". Инвестор лишь получает участок в бойком месте, в цену которого заложены затраты на строительство этой инфраструктуры для пассажиров. Более того, город диктует инвестору и то, что он должен построить в ТПУ.

Сейчас предлагается иной подход: транспортную составляющую проектирует и делает город

Чтобы повысить привлекательность участков для инвесторов, все участки на МКМЖД проанализировали специалисты по недвижимости и дали рекомендации, на чем лучше там зарабатывать деньги с учетом пассажиропотока. Поэтому в списке 11 ТПУ - несколько апарт-отелей. По словам эксперта по рынку недвижимости Евгения Попова, изначально все коммерческие площади были предназначены только под торговлю и офисы, которых в Москве и без того достаточно. Не хватает же гостиниц для длительного проживания типа студенческих общежитий, под которые и эксперты порекомендовали перепрофилировать несколько участков. Будут на всех ТПУ при МКМЖД и парковки. Часть из них войдут в систему перехватывающих парковок метрополитена, а часть станут платными.

Перехватывающие парковки появятся и составе всех новых ТПУ у станций метро. Всего их построят 41. Город мечтает построить на МКМЖД и ТПУ в соответствии с мировым трендом, когда узел объединяет не только остановку наземного транспорта со станцией метро и парковкой, но и начинает формировать пространство в радиусе пешеходной доступности - в Москве это 1,5 км. Поэтому и проекты составляются соответствующие: скажем в 500-1000 м - жилые дома, которые продаются быстрее всего, ближе - офисы, социальная инфраструктура, и прямо около станций - торговля. Но такие масштабные замыслы, похоже, еще не всем "по зубам". "Наши крупные инвесторы занимаются, как правило, узкоспециализированными сегментами недвижимости, - говорит Владимир Моисеев, советник по вопросам капстроительства начальника Московского метрополитена. - Найти системного девелопера, который понимает, что ТПУ - это комплексный подход, а не "квартира на транспортном хабе", как считают некоторые коммерсанты, непросто". Но далеко не все жители с энтузиазмом встречают идеи новых строек у метро. Например, в Чертанове "зарубили" проект около станции "Чертановская". На общественных слушаниях по станции "Профсоюзная" метрополитеновцев обвинили в том, что те хотят подзаработать на торговле.

"Задача получения небилетного дохода действительно перед метрополитеном стоит, но далеко не на первом месте", - говорит Владимир Моисеев. Основная задача, поставленная правительством Москвы, повысить качество обслуживания пассажиров и уровень оснащенности транспортной инфраструктуры и прилегающей территории".

Общий объем инвестиций, который город хочет получить от инвесторов на ТПУ у МКМЖД - порядка 40 миллиардов рублей, по метро эта сумма пока не озвучена. Если все пройдет удачно, то года через два москвичи увидят первые транспортно-пересадочные узлы нового типа.

Последние новости