31.03.2016 21:22
    Поделиться

    Как врачи лечат сердце без травмирующих разрезов и операций

    Новые методики помогают сердцу, не травмируя его
    В Суздале прошла 2-я Российская школа молодых специалистов по рентгенэндоваскулярной диагностике и лечению сердечно-сосудистых заболеваний. Почти 200 молодых специалистов из России и стран СНГ слушали лекции коллег мирового уровня.

    Не было ни одного заседания, которое уложилось бы в регламент: столько вопросов задавали мэтрам участники. Кстати, один из докладчиков известный ученый и врач из Франции, руководитель отделения кардиологии в университетской клинике Биша Алек Ваханян читал лекцию на английском языке. Переводчик был не нужен: молодые врачи владеют английским. Так что же это такое - рентгенэндоваскулярная хирургия?

    - Наша школа - это продолжение традиций, заложенных еще моими учителями, - говорит инициатор и один из организаторов школы, руководитель Научно-практического центра интервенционной кардиоангиологии, член-корреспондент РАН Давид Иоселиани. - Всегда было принято передавать молодым все лучшее, что имеется в теории и практике. В проведении таких школ мы не одиноки: так, академик Евгений Львович Насонов только что провел школу ревматологов.

    Рентгенэндоваскулярные методы диагностики и лечения позволяют помогать больным без травмирующих разрезов и операций. То, что ранее могли исправить хирурги с помощью скальпеля, мы лечим с помощью катетера, вводимого в сердце через артерии, - рассказывает Иоселиани. - Методика непростая, надо научиться умело ею пользоваться. Она требует специального оснащения операционных. В последнее время благодаря модернизации здравоохранения такое оснащение появилось не только в столичных, но и в периферийных клиниках. В школу приехали представители из самых отдаленных регионов России - вплоть до Камчатки. И это свидетельство того, что наши технологии становятся общедоступными. Особенно радует, что не только в зале, но и в числе именитых докладчиков совсем молодые коллеги. Среди них сотрудник российского кардиоцентра Всеволод Миронов, мой ученик Джамиль Асадов. А возглавляют школу председатель Российского общества интервенционных кардиоангиологов Александр Осиев, мой ученик Сергей Семитко и наш коллега из Оренбурга профессор Виктор Демин.

    Да, выступления носили чисто профессиональный характер. Но были настолько яркими, неординарными, что с каждым хотелось беседовать отдельно. Договорились, что дадим им слово в нашей медицинской рубрике. А вот 66-летнего руководителя отделением кардиологии из Парижской университетской клиники Биша профессора Алека Ваханяна попросила ответить на несколько вопросов.

    Профессор Ваханян занимается кардиологией и как терапевт, и как эндоваскулярный хирург. В Россию приехал с женой Шанталь - она врач-окулист. В семье два сына и две дочери.

    Алек, о чем ваша лекция?

    Алек Ваханян: Тема - чрескожные вмешательства при недостаточности митрального клапана. Это очень актуальная проблема.

    Почему вы приезжаете в нашу страну?

    Алек Ваханян: Прежде всего, потому, что меня приглашают друзья и коллеги, такие, как Давид Иоселиани, Баграт Алекян, Александр Осиев, Евгений Шляхто, Леонид Коков. Мне доводилось проводить процедуры в Бакулевском центре, в Армении и в Узбекистане. Там я выполнял дилатацию митрального клапана. В России я бывал неоднократно, но на подобной школе в первый раз.

    Вас приглашают потому, что сами не владеют этой методикой?

    Алек Ваханян: В первую очередь меня просят рассказать о новых технологиях, которые не очень распространены. Специалистам интересно послушать не только о процедуре, но о проблеме в целом: какие существуют рекомендации, технологии, методы лечения. Я делюсь с ними своим опытом.

    Что вы думаете о российских коллегах?

    Алек Ваханян: Уровень их технической подготовленности вполне сопоставим с мировыми стандартами. Их трудности носят экономический характер. Они могли бы делать то же самое, что и в лучших клиниках мира, будь у них средства. Если говорить конкретно о той проблеме, которую я собираюсь осветить в лекции - о недостаточности митрального клапана, - то сейчас у нас во Франции делают такие же сложные процедуры, как в США и Германии. Что-то мы даже начали делать раньше. Но самих процедур выполняется меньше. Так что нам тоже есть, кого догонять. Все развивается. Русские сейчас делают много стентирований - можно сказать, догнали мир. Будут они делать процедуры и на митральном клапане. Поэтому важно уже сегодня объяснить концепцию молодым.

    Вы работаете в университетской клинике. В России сейчас они тоже возрождаются.

    Алек Ваханян: Это очень хорошо. В нашей клинике сочетание всех условий для успешной работы. Есть врачи всех специальностей, проводятся клинические исследования с участием больных не только из Франции, но и из других стран Европы. Больным за участие в исследованиях не платят, но обязательно получают их согласие. Иногда в исследованиях участвуют компании: они оплачивают дополнительные расходы, оборудование, работу технического персонала. Кроме того, в клинике проходят обучение студенты, есть и возможность постдипломного образования.

    Больные платят за лечение в такой клинике, как ваша?

    Алек Ваханян: Лечение в государственных клиниках для граждан Франции бесплатное. Иностранцы платят. Сколько? На этот вопрос я вам ответить не смогу. Лично я не беру гонораров. Иностранные больные платят в кассу клиники. Профессора и старшие кардиологи имеют право оказывать платные, частные услуги, но их объем строго ограничен. Во Франции есть и частные клиники. Они очень активны и составляют государственным серьезную конкуренцию. Я не хочу уходить в частную клинику - меня вполне устраивает работа в государственной. У нас очень квалифицированные кадры. Я имею возможность путешествовать, посещать разные мероприятия и не чувствую финансового давления.

    Почему вы решили стать врачом?

    Алек Ваханян: Это наследственное. Врачами были мой отец и мой дед. Это прекрасная профессия, и я не жалею о своем выборе.

    Прекрасная профессия. Об этом говорил молодым коллегам директор Российского Научного центра хирургии имени Петровского академик Юрий Белов. А еще о том, что всегда готов помочь молодым, поддержать их. Конечно, им особенно импонирует то, что сам Юрий Владимирович первую операцию по аортокоронарному шунтированию с использованием аппарата искусственного кровообращения провел тогда, когда ему было 24 года. Во время занятий школы, слушая бесконечные вопросы, которые задавали слушатели, невольно ловила себя на мысли о том, что, может, и есть некая сермяжная правда в шутливой рекомендации: оперироваться у молодого хирурга, а лечиться у старого терапевта. Хотя... Когда на прощальном ужине ансамбль "Услада" вовлек в пляс и самых маститых, и самых юных, а вприсядку, в обнимку с молодой ведущей солировал пионер медицинской радиологии в стране 85-летний профессор Юрий Волынский, то... Юрий Донович не только врач от Бога. Он еще и художник, проходят выставки его картин. И в подарок коллеге из Франции он, буквально на наших глазах, написал весенний суздальский пейзаж.

    Поделиться