Сольные партии исполнили певцы, некоторых из них московская публика слышала впервые: в партии Аиды - Мария Хосе Сири (Уругвай), запомнившаяся полетностью голоса, артистичная Вероника Симеони (Италия) - Амнерис, египетского царя спел Джорджо Джузеппини (Италия), царя Эфиопии Амонасро - Симоне Пьяцолла (Италия), а партию верховного жреца - колоритный бас Карло Коломбара (Италия). Фурор произвел тенор Грегори Кунде (США), в последний момент заменивший заявленного в программе Фабио Сартори в роли Радамеса.
Опера "Аида" занимала особое место в репертуаре Галины Вишневской: с ней она пришла в Большой театр и исполнила на сцене в 1958 году (дирижер - Александр Мелик-Пашаев), с ней же она дебютировала в 1962 году на сцене лондонского Ковент-Гарден и позднее в Метрополитен-опера. Именно с оперой "Аида" в Метрополитен-опера дебютировал и Зубин Мета, празднующий в этом году свое 80-летие. Под его руководством оркестр Maggio Musicale Fiorentino, с которым до последних лет жизни сотрудничал и маэстро Ростропович, прозвучал монолитно и пластично. А знаменитый "Триумфальный марш" с соло духовых - по-итальянски изящно. Зато в массовых сценах с участием хора звуковая волна буквально накрывала зал. Дирижируя оперу наизусть, без партитуры, Зубин Мета проявил изумительную чуткость аккомпаниатора, буквально дыша вместе с каждым солистом и беззвучно пропевая вступительные слова каждой реплики. Особенно эффектны были оркестровые соло, которыми богата партитура "Аиды". Удалось ему передать и размах масштабной эпической оперной драмы, и перипетии личностных и политических конфликтов, что особенно сложно в рамках концертной версии. Так же, как и организовать само действо, ставшее впечатляющим оммажем великой оперной певице.
Выступление молодого французского пианиста, ставшего сенсацией Конкурса Чайковского, прошло в Большом зале консерватории с аншлагом. Музыкант представил программу, охватившую разные эпохи: немецкое барокко, "галантный" классицизм и поэтичный романтизм. Открывшую фортепианный вечер до-минорную Токкатту Иоганна Себастьяна Баха Дебарг трактовал в духе французского барокко, отсылая слушателя к французским клавесинистам Куперену и Рамо. Многочисленные ускорения, легкость туше, сглаженность полифонических контрастов произвели неоднозначное впечатление: казалось, взрывному темпераменту Дебарга тесновато в аскетично-философской эстетике великого немца. Зато "Фантазия" Моцарта в той же тональности прозвучала чрезвычайно интересно и была полна исполнительских находок: так, выдержанная педаль на хроматических ходах создавала эффект растворяющегося звукового кластера, и хотя подобные акустические эффекты революционны для стилистики Моцарта, звучала "Фантазия" очень свежо. Надо заметить, что интерпретация произведения всегда является самым спорным вопросом в исполнительском искусстве, но хрустальная звукопись на пианиссимо и паузы - это то, в чем Дебаргу нет равных. Подтверждением этому стала и Четвертая Баллада Шопена, завершившая первое отделение концерта.
Ну, а исполнение Дебаргом монументальной Сонаты си-минор Ференца Листа можно по праву считать одним из художественных событий фестиваля. Именно в этой "фаустовской" сонате темперамент пианиста вступил в свои права, и хрупкий юноша превратился в настоящего "льва" клавиатуры со стальной хваткой. Технические сложности произведения отошли на второй план, уступив место завораживающему богатству инструментального звучания: от запредельного, атласного pianissimo пленительных лирических тем до грандиозного кульминационного fortissimo с эффектом стереозвучания. В такие минуты раскрывается истинное значение слов "художник фортепиано".
Люка Дебарг, пианист:
- Играть на Фестивале Мстислава Ростроповича - огромная честь для меня. Признаюсь, его записи очень сильно повлияли на мой исполнительский стиль: именно такой смелый, почти дерзкий исполнительский стиль на пике экспрессивности, которым обладал Ростропович, вдохновлял меня больше всего. И я надеюсь, сегодня мне удалось хотя бы отчасти это передать.