В кризис сокращается разрыв и между самими богатыми и между богатыми и бедными, рассказывает один из авторов исследования, директор департамента социологии Финансового университета Алексей Зубец. За последние годы доля доходов наиболее состоятельных семей в общих доходах населения упала на треть. Так что одним из последствий кризиса становится сокращение имущественного неравенства, считает Зубец. К социальной прослойке самых состоятельных россиян, поясняет он, исследователи относят владельцев крупного и среднего бизнеса, руководящих сотрудников крупных компаний, высокопоставленных чиновников, а также высокооплачиваемых адвокатов, нотариусов, юристов.
Падение доходов богатых связано не только с девальвацией рубля. "Высокооплачиваемые социальные группы гораздо в большей степени зависят от результатов своего бизнеса - рост состояний определяется размером прибыли предприятий, а она не столь велика, как ранее", - поясняет собеседник "Российской газеты".
Доходы бюджетников, наемных работников в частном бизнесе или тех, кто получает гарантированные пособия (пенсионеров, например), более устойчивы к кризису, поскольку в них велика доля "натуральных поступлений", - обращает внимание Зубец. "Яблоки, картошка, которые традиционно выращивают на приусадебных участках и на дачах менее состоятельные граждане, в отличие от денег, не девальвируются", - поясняет он.
Тенденция к "натуральной составляющей" в структуре доходов населения прослеживается и в свежем оперативном мониторинге Института Гайдара и РАНХиГС. Его данные говорят о том, что с февраля 2015-го по февраль 2016-го вдвое сократилась доля граждан ожидающих скорых изменений экономического положения в стране, при удвоении доли тех, кто настраивается на длительный спад. "На свои ожидания люди отвечают пассивными формами адаптации - сокращают потребление, а самым ярким проявлением экономической активности населения (24 процента) становится намерение вернуться к использованию личного подсобного хозяйства как источника дохода", - говорится в мониторинге.
Среди богатых, констатирует Алексей Зубец, заметно снизился спрос на дорогой импорт - люксовую одежду, иномарки, шопинг "на выходные" в центры мировой моды - Лондон, Милан. По сравнению с потреблением ширпотреба изменения в нише люксовых товаров велики. "Пылесосов и чайников в среднем ценовом сегменте продается не меньше, чем в 2014 году. А вот дорогой мебели, товаров для декорирования домов - в разы меньше. Богатые, как и бедные, также перераспределяют свои расходы с отказом от более дорогих покупок и удовольствий. И так по всей имущественной пирамиде", - говорит социолог.
Не сомневается в выводах о падении роста доходов самых состоятельных граждан и директор Агентства социальной информации Елена Тополева. Но обращает внимание на важную деталь. Благотворители и меценаты не сократили и не планируют уменьшать свои расходы на пожертвования в пользу бедных, утверждает она. Именно в кризис, делится наблюдениями Тополева, в России стали появляться так называемые системные благотворители, которые не просто реализуют конкретные социальные проекты, а развивают волонтерскую деятельность на фоне растущей бедности.
Другое дело, что все равно разрыв между самыми богатыми и самыми бедными не уменьшается. Все научные исследования показывают, что для России это огромная проблема и именно сейчас нужны специальные усилия, чтобы снивелировать разницу, говорит Елена Тополева. Президент Фонда "Институт экономики города" Надежда Косарева согласна с коллегой, что неравенство между бедными и богатыми растет, и одного факта падения доходов самых богатых граждан недостаточно, чтобы утверждать о сокращении разрыва, а не о еще большей дифференциации. По ее словам, надо задействовать при поддержке бедных новые инструменты, кроме денежной помощи, которая не всегда самая эффективная. Например, помощь в занятости. И еще хорошо бы проанализировать систему льгот при покупке недвижимости. "При уплате подоходного налога ежегодные налоговые вычеты по ипотечным кредитам составляют 250 миллиардов рублей, - отмечает Косарева. - Однако льготы не самым бедным гражданам и на покупку не самого обычного жилья, а в том числе и элитного". Льготы можно модифицировать в зависимости от доходов покупателей и от размера жилья, резюмирует Косарева.
Самый высокий годовой доход богатых семей (среднее для 1% самых состоятельных) в Москве (18,7 миллиона рублей в год) и в Тюмени (11,6 миллиона).
Более 10 миллионов - в Подмосковье, Хабаровском крае. Свыше 4,2 миллиона - в Республике Марий Эл, Мордовии, Чувашии, Кабардино-Балкарии.