Вот основные вопросы, которые будут рассматривать педагоги: апробация новых учебников истории, подготовка учебно-методического комплекса по этому предмету, преподавание "трудных вопросов", отражение истории регионов в программе и учебниках, методы популяризации исторической науки. Все темы обсуждались с преподавателями заранее, и на съезд вынесли только те, которые вызвали самый большой интерес у учителей.
- У нас с вами общая цель - поддержать любовь к истории. Вы видите, во что пытаются превратить нашу общую историю недобросовестные политики на Украине, выискивая примеры раскола, извращая и замалчивая факты единения. Там воюют с собственным прошлым, а народ заставляют полюбить предателей и палачей, - обратился к педагогам глава Российского исторического общества, председатель Госдумы Сергей Нарышкин.
Он подчеркнул, что сегодня по новым учебникам истории занимаются более 700 тысяч школьников... "Сейчас важно систематизировать курс, уйти от многочисленных понятий из разных областей науки",- считает глава Российского исторического общества. Он рассказал, что РИО запустит программу поощрения лучших учителей истории, проведет осенью историческую викторину для всех желающих и расширит практику чтения публичных лекций по истории в регионах. Сейчас такие лекции по субботам можно послушать в Москве в Историческом музее.
Председатель Ассоциации учителей истории и обществознания академик РАН Александр Чубарьян предложил расширить список тем для съезда учителей.
- Есть проблемы с обществознанием. Я недавно присматривал учебники по обществознанию. Они очень абстрактые и трудны даже для студента истфака, не то что для школьника. Может быть, взять за основу для учебников обществознания Конституцию? Опираясь на нее, можно рассказать и о политическом устройстве, и о правах, и об обязанностях граждан, - предложил Александр Чубарьян и пообещал: все участники съезда получат проект новой структуры концепции обществознания и смогут ее обсудить.
По словам учителей, интерес к истории в последние годы у школьников растет, и с каждым годом все больше выпускников выбирают ЕГЭ по этому предмету. Если в 2013 году историю выбрали 19 процентов одиннадцатиклассников, то в этом ЕГЭ будут сдавать уже 22 процента. Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов рассказал, что ГИА по истории после 9 класса захотели сдавать 8,5 процента учеников. А в прошлом голу таких было меньше 1 процента.
Какие темы лучше всего знают современные школьники? Судя по анализу ЕГЭ, это Великая Отечественная Война, история России с VIII по XVII век, XVIII - середина XIX века. Научились школьники анализировать исторические источники. С чем плохи дела? Ученики не знают историю отечественной культуры, не умеют аргументировать свою позицию, у них нет понимания о взаимосвязи отечественной истории и мировой.
- Действительно, ученики очень увлекаются темой Великой Отечественной войны, любят XIX век, знают время Ивана Грозного, Петра и его реформы... Если говорить о Древнем мире, это Египет, древняя Греция. А вот по Римской империи им интересны не все темы, - говорит учитель истории из Волжска Волгоградской области Ирина Вотякова. - Согласна, что мировую историю школьники знают не очень хорошо. Но, если в ЕГЭ добавятся вопросы по этому предмету, дети просто не смогут выучить такой объем материала за два часа в неделю.
Есть в преподавании истории и другие проблемы. "Не ясно, как давать Золотую Орду и , главное, послевоенные события. 20-30 последних лет российской истории, которые есть в учебниках, это только факты. Мы пичкаем ими детей, но для осмысления этого периода прошло еще очень мало времени, - выказывает свое мнение Ирина Вотякова. - Ученикам интересен фильм про то, как штурмом брали Белый Дом, но надо ведь объяснять, почему все это произошло."
"Учитель года -2015" историк из Самары Сергей Кочережко, который будет делать на съезде доклад о "трудных вопросах", предлагает расширить их список и включить, например, крепостное право и опричнину Ивана Грозного.
- Возьмем крепостное право. Тут нет единства не только в оценках причин и последствий, но и самого содержания реформы,- подчеркивает Кочережко. - Такая же спорная тема - опричнина.
Как рассказали педагоги из регионов, особенно из небольших городков, в школах есть сложности с кадрами. Если из классических университетов приходят все же подготовленные специалисты, то с выпускниками исторических факультетов педвузов просто беда. Одна из завучей сказала жестко и откровенно: " В школу ко мне пришли два новых учителя. Они поступали в педвузы со средним баллом аттестата "3". Как они будут учить детей истории? Как завуч, вижу, что пока они - пустое место".
Не все в порядке с обеспечением учебниками. На условиях анонимности педагоги рассказала, что новых учебников в школах иногда просто нет, так как большая часть средств идет на начальную школу, которая стала заниматься по новым стандартам, программам и учебникам. А новые пособия по истории иногда есть лишь в одном экземпляре у директора или самого опытного педагога.
Кстати
12 и 14 апреля Рособрнадзор проводит Национальное исследование качества образования по истории и обществознанию, в котором примут участие 500 школ.