08.04.2016 08:42
    Поделиться

    В Воронеже покажут неизвестный фильм Эйзенштейна

    Выставки VI Платоновского фестиваля, который пройдет в Воронеже со 2 по 14 июня, познакомят публику с петроградским авангардом из Русского музея, классикой соц-арта и новыми веяниями в искусстве - тотальной инсталляцией и медиа-артом. Театралов порадуют декорации и костюмы к знаменитым спектаклям Таирова, киноманов - неоконченный фильм Сергея Эйзенштейна "Да здравствует Мексика!"

    Малевич и компания

    Русский музей привезет в Воронеж больше сотни работ авангардистов 1915-1925 годов - членов кружка "Квартира № 5". Название ему дала квартира-мастерская Льва Бруни, где собирались молодые живописцы и поэты. Туда захаживали, в частности, Мандельштам, Хлебников и Маяковский. Художники этого круга отрицали футуризм - считая, что глупо эпатировать общество, и без того потрясенное ужасами Первой мировой.

    Малевич, Альтман, Татлин, Тырса, Лебедев и другие авангардисты Петрограда занимались поисками новой формы в искусстве, не стремясь вызвать скандал. Что в итоге получилось, воронежцы увидят со 2 июня по 10 июля. Львиную долю экспонатов покажут в областном музее имени И. Крамского раньше, чем на берегах Невы: аналогичная выставка в Санкт-Петербурге запланирована на осень.

    Картинки из детства

    Классик соц-арта Владимир Дубосарский развернет в том же музее имени Крамского серию работ "Когда я вырасту". Часть из них нарисована в 1980-е, часть - совсем свежие. Художник изучает феномен детства, как бы возвращаясь к ракурсам ребенка: "я" маленький, предметы большие. В центре экспозиции - картинки из советских книжек с иллюстрациями Владимира Конашевича (знакомыми пока почти всем). Дубосарский раскрашивает их, делая своеобразный экскурс в историю.

    - Он соединяет Конашевича и Малевича, изображает огромные, гиперреалистичные детали быта, копирует семейные фотографии… Работы, выполненные в годы перестройки, перекликаются с так называемым суровым стилем в станковой живописи 1960-х. Их герои - крестьянин, солдат, ребенок. И это, на наш взгляд, созвучно творчеству Андрея Платонова, - отметил худрук фестиваля Михаил Бычков.

    Фигура, замри

    Искусство XXI века будет представлено в арт-центре "Коммуна" - заброшенном цехе типографии, где прошлым летом с успехом крутили немое кино и показывали фотохронику первых пятилеток.

    - Арт-центр возобновит работу фактически с нуля. Владелец здания, как известно, планировал его снести, поэтому демонтировал все, кроме кирпичных стен. Но процесс приостановился, и мы можем вновь использовать эту площадку. Правда, придется заново вкладывать средства в оборудование, чтобы там был нормальный свет, звук, пол, выставочные стенды, сиденья, минимальные удобства, - сообщил Бычков. - Но мы надеемся, что "Коммуна" вновь привлечет молодежь, ведь именно на нее ориентированы две инсталляции, которые там разместятся.

    Первая - "Практики взросления" Александра Шишкина-Хокусая. Он вырезал из фанеры и расписал множество фигур, которые располагаются в пространстве по-разному в зависимости от помещения. Исступленных человечков уже видели в питерском Музее стрит-арта и Уфе. Инсталляция изображает школьный класс, урок похож на мессу, и это, по замыслу автора, показывает ритуальность передачи знаний - в итоге индивид встраивается в абсурдную и репрессивную систему общественных отношений.

    Вторая инсталляция - сорокаминутное видео группы AES+F под названием Inverso Mundus / Перевернутый мир. Этот термин, который можно перевести и как "мир наизнанку", описывает популярную тему европейского искусства - абсурд, возникающий при радикальной смене ценностей. К ней обращались, например, Иероним Босх, Франсиско Гойя и Питер Брейгель Старший. На старинных гравюрах встречаются сюжеты, где свинья потрошит мясника, нищий подает милостыню богачу, мужчина и женщина меняются костюмами и ролями. Такая сатира высмеивала парадоксы жизни, где привычные устои периодически летят вверх тормашками. Так вот, компания художников (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский и Владимир Фридкес) обыграла ту же тему на современном материале.

    Кино, которого не было

    Целых две версии фильма, который не дали сделать Сергею Эйзенштейну, увидят гости арт-центра "Коммуна". Ленту "Да здравствует Мексика!" великий режиссер снимал с 1929 года вместе с оператором Эдуардом Тиссэ и своим учеником Григорием Александровым. Но в разгар работы группу отозвали домой по распоряжению Сталина. Пленка осталась у кинокомпании в Америке и попала в СССР спустя полвека, когда жив был лишь Александров. Он завершил фильм, пользуясь либретто 1930-х годов. В наши дни другой вариант предложил историк кино Олег Ковалов.

    Воронежцам также покажут 300 кадров из этой картины, фотографии со съемок и копии мексиканских рисунков Эйзенштейна. В дни фестиваля в арт-центре планируется ретроспектива фильмов мастера, документальный фильм о нем и еще несколько фильмов, так или иначе связанных с его творчеством.

    В зале на улице Кирова тем временем будет идти выставка "Театр Таирова и Коонен". Эти имена - знаковые для истории русского театра. Александр Таиров, основатель и главный режиссер Камерного театра (существовал в Москве с 1914 по 1949 год), был реформатором сцены наравне со Станиславским, Мейерхольдом и Вахтанговым. Он стремился к "синтетическому" искусству, требуя от актеров музыкальности и владения пантомимой, уделяя огромное внимание оформлению спектаклей. Декорации и костюмы для них делали такие выдающиеся художники, как Павел Кузнецов и Александра Экстер, Александр Веснин и братья Стенберги. Ну, а Алиса Коонен была его женой, музой и примой Камерного. Представить себе их легендарные работы ("Саломея", "Федра", "Мадам Бовари") можно будет благодаря экспонатам из Театрального музея имени А. Бахрушина.

    Попросили добавки

    Театральную программу Платоновского дополнит опера абсурда "Крокодил-обманщик / Дидона и Эней", поставленная во Франции молодыми и ироничными актерами. В России эту работу пока не видели. Спектакль - новое прочтение барочной оперы Генри Перселла: музыка звучит в джазовой обработке, певцы переходят от оперного пения к драматическим диалогам. По мнению критиков, эксперимент оказался удачным - персонажи стали менее надменными, их характеры хорошо проработаны психологически, а сам миф о Дидоне и Энее рассмотрен сквозь призму понятных нам реалий.Кроме того, в расписании появился еще один показ спектакля "Платонов. Фро", который пользовался у зрителей большим спросом, и концерт в парке "Алые паруса" 12 июня - в "фестивальную ночь" там выступят рэпер Джо Дрисколл и Сейку Кояте с национальным струнным инструментом - корой.

    Подробности о событиях Платоновского фестиваля - на сайте www.platonovfest.com.

    Поделиться